2-2396(2011) Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя истца Булатовой О.С., представителя ответчика Комаренко А.В., при секретаре Зависновой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалидов Галахтина Г.В., Тарасова Ю.В. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Галахтина Г.В., Тарасова Ю.В. с исковым заявлением Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалидов средством технической реабилитации незаконными, нарушающими его права и обязании обеспечить их средствами технической реабилитации – креслом-коляской комнатной для взрослых, мотивируя требования тем, что Галахтин Г.В. и Тарасов Ю.В. на основании справок МСЭ являются инвалидами первой группы, по состоянию здоровья нуждаются в техническом средстве реабилитации согласно индивидуальным программам реабилитации в виде кресла-коляски комнатной для взрослых. Инвалиды в 2010 г. и 2011 г. соответственно обращались к ответчику с заявлением о предоставлении им технического средства реабилитации. Ответчик принял заявления, однако креслами-колясками до настоящего времени инвалиды не обеспечены. Данное бездействие ответчика нарушает права инвалидов, не позволяет им пройти необходимую комплексную реабилитацию, противоречит положениям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и действующим постановлениям Правительства РФ, в связи с чем, прокурор обратился с иском в суд в интересах инвалидов. В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межрайонного прокурора Булатова О.С. поддержала заявленные исковые требования по аналогичным основаниям, считая, что ГУ КРО ФСС РФ с целью исполнения закона обязано заключить государственный контракт на поставку технических средств реабилитации в виде кресел-колясок комнатных и за счет средств межбюджетных трансфертов обеспечить инвалидов необходимыми средствами технической реабилитации. Истцы Галахтин Г.В., Тарасов Ю.В., надлежащим образом извещенные о дате и времени слушания дела, в зал суда не явились по состоянию здоровья, в имеющихся заявлениях исковые требования прокурора поддерживают, на рассмотрении дела с их участием не настаивают. Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности № 82 от 16.12.2010 г., против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, действующим законодательством на исполнительные органы ФСС РФ не возлагается обязанность по непосредственной выдаче гражданам льготной категории самих средств технической реабилитации. Таковое обеспечение производится Фондом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 240, которое предусматривает обязанность фонда выдать инвалиду направление на получение ТСР в отобранную организацию и оплатить представленные поставщиком изделия согласно заключенному государственному контракту. Инвалиды Галахтин Г.В., Тарасов Ю.В. со дня обращения в Ачинский филиал № 8 ГУ КРО ФСС РФ поставлены на учет для обеспечения креслами-колясками, им выданы уведомления о постановке на учет. Однако, поскольку Фонд осуществляет финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, предоставление инвалидам ТСР зависит от объема финансирования. До настоящего времени Фондом социального страхования в Ачинский филиал денежные средства для оплаты стоимости кресла-коляски инвалидам Галахтиным Г.В., Тарасову Ю.В. не перечислены. По мере поступления средств из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку ТСР и по мере заключения контракта организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит истцов креслом-коляской комнатной. Кроме того, считает, что предусмотренный законом срок для предоставления инвалиду Тарасову технического средства реабилитации не истек, так как ТСР должно быть предоставлено ему в течение года. Поскольку Тарасов Ю.В. обратился в Фонд в январе 2011 г., в отношении данного инвалида каких-либо нарушений допущено не было. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалидов Галахтина Г.В., Тарасова Ю.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Галахтин Г.В., 25.06.1939 г. рождения, на основании справки МСЭ-2009 № 2016253 от 18.10.2010 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.11.2012 г. Тарасов Ю.В, 23.07.1937 г. рождения, на основании справки МСЭ-2009 № 1960228 от 17.05.2010 г. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.06.2012 г. Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалида № 1327 от 04.10.2010 г. и № 731 от 11.05.2010 г. соответственно, Галахтин Г.В. и Тарасов Ю.В. каждый нуждаются в техническом средстве реабилитации кресле-коляске комнатной с ручным управлением и получили право на обеспечение их техническими средствами реабилитации. С этой целью Галахтин Г.В. и Тарасов Ю.В. 01.11.2010 г. и 26.01.2011 г. соответственно обратились в филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении их техническими средствами реабилитации. Согласно уведомлениям от даты обращения истцов документы, поданные Галахтиным Г.В. и Тарасовым Ю.В., были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. До настоящего времени технические средства реабилитации в виде кресла-коляски комнатной, а также направления на их получение истцам ГУ КРО ФСС РФ не выданы. Непредставление Галахтину Г.В. и Тарасову Ю.В. технического средства реабилитации не позволяет истцам пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы их обслуживания, и создается угроза их здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалидов Галахтина Г.В., Тарасова Ю.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истцов путем обязания ответчика выдать не предоставленные средства технической реабилитации в виде кресла-коляски комнатной с ручным управлением. Суд не принимает во внимание возражения представителя ответчика относительно требований прокурора в интересах инвалида Тарасова Ю.В., касающиеся не истечения срока предоставления ему технического средства реабилитации, как необоснованные, поскольку действующий «Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации…» не устанавливает срок предоставления инвалиду ТСР в течение календарного года с момента обращения, предусматривая лишь обязанность подразделения ФСС в 15-дневный срок с даты поступления заявления от инвалида одновременно с уведомлением о постановке на учет выдать инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации, что в данном случае сделано не было. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалидов, суд считает необходимым по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалидов Галахтина Г.В., Тарасова Ю.В. техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Галахтина Г.В. техническим средством реабилитации – креслом-коляской комнатной с ручным управлением, Тарасова Ю.В. техническим средством реабилитации – креслом-коляской комнатной с ручным управлением в соответствии с Индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.