Дело № 2-2051(2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Кушнаревой Г.Ю., с участием прокурора Щигоревой Н.М., истца Александрова представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Костенко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида второй группы Александрова В.Е. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида второй группы Александрова В.Е. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида средством реабилитации, об обязании обеспечить инвалида второй группы Александрова В.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение. Исковые требования мотивированы тем, что Александров В.Е., дата рождения на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. 04 февраля 2010 года Александров В.Е. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки, предоставив справку на получение путевки. Ответчик принял заявление, однако путевкой инвалид не обеспечен. В судебном заседании представитель процессуального истца – пом. Прокурора Щигорева Н.М. и истец Александров В.Е. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ К, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что Александров В.Е. в ходе личной беседы со специалистом Фонда социального страхования настаивал на предоставлении ему путевки только в санаторий Учум, однако, из-за отсутствия достаточного количества путевок именно в этот санаторий, Александров В.Е. не был обеспечен путевкой. В представленном в суд письменной отзыве представитель ответчика указывал также на то обстоятельство, что порядок предоставления путевок утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328. В соответствии с указанным порядком обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления граждан при наличии медицинских показаний путевками. В соответствии с п.3.8 Порядка исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки. При этом порядок не определяет сроков предоставления путевки. Действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий на ежегодное предоставление путевок, путевки предоставляются в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета. По мере поступления средств из федерального бюджета отделение фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на право предоставления услуг по санаторно-курортному лечению. Только после их заключения будет возможно предоставление путевки Александрову В.Е. В настоящее время удовлетворяются заявки граждан, подавших заявления ранее Александрова. Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида второй группы Александрова В.Е, необходимо удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 утвержден порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, в пункте 3.1.которого указано, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Пунктом 3.3 данного порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, в том числе и по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение. Как установлено по делу, Александров В.Е., являющийся инвалидом второй группы, 04.02.2010 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в 2010 году путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.6), предоставив при этом справку для получения путевки от 04.02.2010г. (л.д.10). Ответчиком Александрову В.Е. выдано уведомление о том, что документы приняты, а также указано, что срок действия справки для получения путевки составляет 6 месяцев (л.д.7). В связи с тем, что в течение срока действия справки Александров В.Е. путевкой обеспечен не был, 06.12.2010 г. он вновь предоставил ответчику справку для получения путевки (л.д.8). Путевка истцу не предоставлена, так как в настоящее время ответчиком не заключен контракт на право предоставления услуг по санаторно-курортному лечению, как указано в письменном отзыве ответчика. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Александрову В.Е. путевка не была предоставлена по той причине, что истец соглашался только на лечение в санатории «Учум», поскольку каких-либо письменных доказательств этому ответчиком не представлено. Не предоставление инвалиду Александрову В.Е. санаторно-курортного лечения не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего создается угроза его здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Александрова В.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Александрова В.Е. удовлетворить. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Александрова путевкой на санаторно-курортное лечение незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Александрова В.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Кушнарева Г.Ю.