о взыскании заработной платы



№ 2-2233(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием истцов Квитко Л.П., Малеевой Е.П., их представителя Колесовой Л.В., допущенной по устному ходатайству,

представителя ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» Кипина Ю.А., действующего на основании доверенности № 7 от 25.11.2010 года сроком до 31.12.2011 года,

при секретаре Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квитко Л.П., Малеевой Е.П. к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Квитко Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее ГП КК «Ачинское ПАТП») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 12495,26 рублей и компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

Малеева Е.П. обратилась в суд с иском к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 8045,79 рублей, компенсации морального вреда 2000 рублей.

Требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком. С января 2011 года, по мнению истцов, работодатель в нарушение действующего законодательства неправильно производит начисление заработной платы, не применяя при ее начислении действие и нормы Соглашения № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действие Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений». В соответствии с данным Соглашением тарифная ставка работника 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года устанавливается в размере 4330 рублей, тогда как работодатель производит оплату труда по тарифной ставке – 3360 рублей. В результате неправомерных действий предприятия заработная плата истцов не увеличилась пропорционально тарифной ставке, установленной Соглашением, чем нарушаются права истцов на получение справедливой заработной платы. Противоправными действиями ответчика, истцам также причинен моральный вред (л.д. 2-3, 18-19).

Определением Ачинского городского суда от 30 мая 2011 года материалы гражданских дел по искам Квитко Л.П., Малеевой Е.П. к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании задолженности по заработной плате, соединены в одно производство (л.д. 15).

Определением Ачинского городского суда от 09 июня 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство транспорта Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (л.д. 25).

Истцы Квитко Л.П., Малеева Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.

Представитель истцов Колесова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что первоначально в ГП КК «Ачинское ПАТП» действовал коллективный договор, заключенный на 2008-2010 годы, срок действия которого заканчивается 15 мая 2011 года. Согласно общих положений данного коллективного договора, он заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также ФЗ «Об объединениях работодателей». Считает, что на ответчика распространяется принятое Соглашение № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений», однако работодатель не оформил дополнений к коллективному договору, не проведена консультация с профсоюзным органом.

Представитель ответчика ГП КК «Ачинское ПАТП» Кипин Ю.А., действующий на основании доверенности от 28 февраля 2011 года сроком до 31 декабря 2011 года по заявленным требованиям возражал в полном объеме, представив письменный отзыв (л.д. 61-66), при этом дополнительно пояснив, что ГП КК «Ачинское ПАТП» отказалось в установленном порядке присоединиться к Соглашению № 1 от 10.11.2010 года, равно как и было вынуждено отказаться от исполнения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы с учетом незаконно вносимых в него изменений и дополнений, а потому в данном случае, в удовлетворении исковых требований истцам необходимо отказать, поскольку данное соглашение нельзя применить для начисления им иной заработной платы, исходя именно из тарифов, определенных в нем.

Представитель третьего лица Министерства транспорта Красноярского края, будучи уведомленным о рассмотрении дела, не явился. В поступившем отзыве представитель М., действующая на основании доверенности № 16 от 21.02.2001 года сроком до 31.12.2011 года, по заявленным требованиям возражала, указав, что ГП КК «Ачинское ПАТП» не является членом Российского автотранспортного союза и не уполномочивал данное объединение работодателей на представление его интересов при подписании и заключении Соглашения № 1 от 10.11.2010 года о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого тарифного соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменении и дополнений, в установленном порядке отказался от присоединения к данному Соглашению, в связи с чем, указанное Соглашение на ответчика не распространяется (л.д. 88-91).

Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом, будучи уведомленным о рассмотрении дела, не явился. В поступившем ходатайстве представитель Х., действующий на основании доверенности от 14.02.2011 года № 04-991, дело просил рассмотреть в их отсутствие (л.д. 92, 93).

Представитель третье лица ККС СОЦПРОФ, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с принципами социального партнерства взаимодействие представителей работников и работодателей с целью выработки наиболее приемлемых для сторон моделей регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется на всех уровнях - от локального до федерального.

В рамках организации эти отношения находят свое правовое оформление в виде коллективных договоров, за их пределами - в виде соглашений различного уровня.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ст. 48 ТК РФ).

Согласно ст. ст. 3 ФЗ от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об объединениях работодателей" объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Согласно ст. 4 указанного закона, объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

Как следует из материалов дела, истица Квитко Л.П. состоит в трудовых отношениях с ГП КК «Ачинское ПАТП» в должности <данные изъяты> с 21 марта 2006 года. Трудовым договором работнику установлена повременно-премиальная оплата труда в соответствии с тарифной ставкой в размере 30,71 рублей в час (л.д. 70-71, 72).

Истица Малеева Е.П. 14 октября 2004 года переведена на должность <данные изъяты>. Дополнительным соглашением № 1 к трудовому договору от 04.08.2008 года работнику установлена оплата труда в соответствии с тарифной ставкой в размере 23,48 рублей в час (л.д. 55-56, 57, 58).

Оплата труда, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера все истцам устанавливаются на основании локальных актов, действующих у работодателя.

Между тем, в своих исковых требования истцы ссылаются на то, что с января 2011 года работодатель в нарушение действующего законодательства не применяет при начислении заработной платы действие и нормы Соглашения № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений». Вышеуказанным соглашением тарифная ставка работника первого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01 января 2011 года установлена в размере 4330 рублей. Ответчик производит оплату труда по тарифной ставке работника первого разряда в размере 3360 рублей.

Проверяя законность и правомерность действий ответчика при оплате труда истцов, суд приходит к следующим выводам.

10 ноября 2010 года между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта дорожного хозяйства заключено Соглашение №1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений (далее Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года), п. 2.2. которого установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года в размере 4 330 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Пунктом 1.4 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы предусмотрено, что изменение и дополнение Соглашения осуществляется по взаимному согласию заключивших его сторон, оформляется приложением к Соглашению и является его неотъемлемой частью, доводится до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.

Согласно приложению №1 к данному Соглашению, от профсоюзной стороны членом отраслевой комиссии по разработке и заключению данного Соглашения, являлся председатель Красноярской областной организации профсоюза В.Г., стороны работодателей членами комиссии являлись представители из Ярославской области, Московской области, г. Ростов-на-Дону Ростовской области, Тульской области, г. Москва.

По информации Российского автотранспортного союза (далее РАС) от 24.11.2008 года № 636 ГП КК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» не являлось и не является членом РАС, а также не уполномочивало РАС на представительство в Соглашении (л.д. 67).

Таким образом, судом установлено, что ГП КК «Ачинское ПАТП» членом объединения работодателей, заключившего Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года, не являлось, полномочий от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение объединению работодателей, заключивших Соглашение № 1 не выдавало. Учитывая, что в Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы были внесены изменения Соглашением № 1 от 10 ноября 2010 года, в соответствии с которым действие данного соглашения продлено на три года и вводится в действие с 1 января 2011 года, то в отношении Соглашения № 1 действует механизм присоединения, предусмотренный ст. 48 ТК РФ.

В Российской газете от 13.05.2011 года Министром Минздравсоцразвития России Т. Голиковой, опубликовано предложение работодателям отрасли, не участвовавшим в заключение соглашения, присоединиться к нему, а также разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не будет представлен в установленный ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный отказ присоединится к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей (л.д. 44).

Таким образом, после официального опубликования указанного предложения, ГП КК «Ачинское ПАТП» имело право отказаться от участия в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, продленному в действие на 2011-2013 годы, в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 48 ТК РФ.

Из материалов дела видно, что, реализуя свое право отказаться от предложения присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению в редакции Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года, зная о наличии данного Соглашения еще до официального опубликования, ответчиком в Минздравсоцразвития России был направлен мотивированный отказ от 26.01.2011 года об отказе от присоединения к Соглашению №1 с приложением протокола консультаций (л.д. 34-35). После официальной публикации ГП КК «Ачинское ПАТП» повторно был направлен мотивированный отказ от 20.05.2011 года об отказе присоединиться к Соглашению №1 (л.д. 36-37). Факт направления мотивированного отказа от присоединения объективно подтверждается уведомлением о получении заказной корреспонденции Министерством здравоохранения и социального развития РФ 27.05.2011 года (л.д. 74).

То обстоятельство, что ответчиком ГП КК «Ачинское ПАТП» не было принято к исполнению Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года и предприятие выразило свой отказ от присоединения объективно подтверждается другими материалами дела, а именно, сообщением Министерства здравоохранения и социального развития РФ, согласно которому после опубликования предложения о присоединении в Российской газете, ГП КК «Ачинское ПАТП» имеет право отказаться от участия в Федеральном отраслевом соглашении в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 48 ТК РФ (л.д. 30-32).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Соглашение №1 от 10 ноября 2010 года на ответчика не распространяется, поскольку ГП КК «Ачинское ПАТП » не являлось и не является членом РАС, не уполномочивало РАС на представительство его интересов при заключении Соглашения № 1, в соответствии с требованиями действующего законодательства ответчик воспользовался своим правом не присоединиться к исполнению указанного соглашения.

У суда нет оснований ставить под сомнение представленные доказательства. Нарушение трудовых прав работников в части установления размера заработной платы судом не установлено, поскольку по правилам ч. 1 ст. 133-1 ТК РФ в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы.

Из материалов дела видно, что заработная плата истцов произведена работодателем с учетом размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением в Красноярском крае, Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы, заключенным между Министерством транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональным объединением работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края», устанавливающим тарифную ставку рабочих 1 разряда в организациях автомобильного транспорта в размере 3000 рублей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (п.3.2) (л.д. 39-42), Соглашением № 1 о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы от 28.12.2010 года, определяющим тарифную ставку рабочих первого разряда до конца 2011 года в размере 3360 рублей (л.д. 44-45).

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя истцов о том, что ответчиком не представлено доказательств направления отказа от присоединения к Соглашению №1 и отсутствия членства в РАС, поскольку в деле имеются данные доказательства, ставить под сомнение которые у суда нет оснований.

Суд также не может согласиться также с доводами представителей истца и о том, что работодателем не соблюдаются требования по оплате труда работников, установленные коллективным договором, по следующим основаниям.

Коллективный договор относится к локальным нормативным актам, регулирующий социально-трудовые отношения, который работодатель в силу требований ст. 22 ТК РФ обязан соблюдать.

Действие локального нормативного акта может быть прекращено в силу истечения срока, на который он принят, принятием нового, отменяющего положения старого либо изменен в порядке, установленном для заключения коллективного договора, в силу требований ст. 44 ТК РФ.

Из материалов дела видно, что коллективный договор ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009-2010 годы принят 14 мая 2009 года сроком на два года (л.д. 82), новый коллективный договор до настоящего времени на предприятии не разработан и не принят.

Согласно п. 1.1 Коллективного договора предусмотрено, что настоящий коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. от 30.12.2008 года), а также Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ГП КК «Ачинское ПАТП».

Пунктом 4.1 Коллективного договора установлено, что работодатель производит оплату труда работников на основе должностных окладов в соответствии со штатным расписанием и исходя из тарифных ставок, указанных в Тарифном соглашении по оплате труда работников предприятия и руководствуясь Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы (л.д. 85).

Из материалов дела видно, что работодатель надлежаще исполняет обязательства по "Коллективному договору ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009-2010 годы» по осуществлению выплаты заработной платы, так как они произведены в соответствии с его условиями. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы в части установления размера тарифной ставки полностью исполнялось и исполняется.

Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

Какого- либо дополнительного соглашения к Коллективному договору ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009 - 2010 годы, которым бы предусматривалось условие об изменении размера тарифной ставки согласно Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года на предприятии не принималось, наоборот, судом установлено, как указывалось выше в мотивировочной части решения, ГП КК «Ачинское ПАТП» не присоединилось к исполнению указанного соглашения.

Ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, исковые требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований истцам отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Квитко Л.П., Малеевой Е.П. к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о взыскании недоначисленной и невыплаченной платы, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Н.Б.Лучина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200