Дело № 2- 2152 ( соединено с делами 2153,2154, 2155,2156,2157,2207,2208, 22 09, 2319,2344,2346 (2011г.) Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 г. г. Ачинск Судья Ачинского городского суда Красноярского края : ЮШИНА И. П. При секретаре : БЫЧКОВОЙ Н. А. С участием сторон: истцов Анацкого С. А., Щенникова И. В., Столбовского В. Г., их представителя Колесовой Л. В., представителя СОЦПРОФ Машинца А. И., представителя ответчика Кипина Ю. А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по иску Ирбеткиной, Осипова, Зыкова, Анацкого, Кудрявцева, Юговой, Столбовского, к Государственному предприятию Красноярского края « Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о взыскании невыплаченной заработной платы, суд УСТАНОВИЛ: Ирбеткина И. М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному предприятию Красноярского края « Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие»( далее ГП КК « Ачинское ПАТП») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме в сумме 4062,05 и компенсации морального вреда в размере 2000 руб. (л.д. 2) Осипов А. А. обратился в суд с исковым заявлением к ГП КК « Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь- апрель 2011 года в размере 28,8% и компенсации морального вреда 5000 рублей. (л.д. 7-8) Зыков А. М. обратился в суд с исковым заявлением к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной плате за январь, февраль, апрель 2011 года в сумме 8501,84, за март 2011 и компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей (л.д. 12-13) Анацкий С. А. обратился в суд с исковым заявлением к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь-апрель 2011 года в сумме 16219,81 рубля и компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей. (л.д. 40-41) Кудрявцев М. Н. обратился в суд с исковым заявлением к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленнной и невыплаченной заработной платы за январь- апрель 2011 года в сумме 22041,72 рубля и компенсацию морального вреда 5000 рублей. (л.д. 47-48) Щенников И. В. обратился с исковым заявлением к ГП КК «Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь- апрель 2011 года в сумме 16219,81 рубля и компенсацию морального вреда 2000 рублей. (л.д. 53-54) Столбовский В. Г. обратился с исковым заявлением к ГП КК « Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь- апрель 2011 года в сумме 12760,57 руб. и компенсацию морального вреда 5000 рублей. (л.д. 67- 68) Югова Т В. обратилась с исковым заявлением к ГП КК « Ачинское ПАТП» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за февраль в сумме 3300,93 рубля, за январь, март, апрель 2011 года пропорционально росту тарифной ставки в размере 28,9% и компенсацию морального вреда 2000 рублей. (л.д. 61-62) Исковые требования мотивированы тем, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком и с января 2011 года, по мнению истцов, работодатель в нарушение действующего законодательства неправильно производит начисление заработной платы. В результате этого заработная плата истцов не увеличилась пропорционально тарифной ставке, установленной Соглашением № 1 « О продлении на 2011-2013 действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений», чем нарушаются права истцов на получение справедливой заработной платы. Противоправными действиями ответчика истцам и их семьям причине моральный вред. Определением Ачинского городского суда от 14 июня 2011 года производства по исковым заявлениям Ирбеткиной И. М., Осипова А. А., Зыкова А. М., Анацкого С. А., Кудрявцева М. И., Щенникова И. В., Юговой Т. В. Столбовского В. Г., Бадретдинова Р. Р. Воробьевой О. Г. Ефремова В. И. и Яблонского А. В. к ГП « Ачинское ПАТП» о взыскании задолженности по заработной плате соединены в одно производство (л.д. 191 а) Истцы Анацкий С. А., Щенников И. В., Столбовский В. Г., их представитель Колесова Л. В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, Ирбеткина И. М., Осипов А. А., Зыков А. М., Кудрявцев М. И., Югова Т. В., в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик представитель Государственного предприятия Красноярского края « Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» Кипин Ю. А., действующий на основании доверенности от 25 ноября 2010 года сроком до 31 декабря 2011 года (л.д. 88) возражает против заявленных требований в полном объеме и свои возражения изложил в отзыве на исковые заявления (л.д. 91-93, 124-126, 132-134,137-139, 142- 144, 147- 149, 152- 1154, 157-159 ) Представитель ККС СОЦПРОФ в лице Машинца А. И. исковые требования истцов поддержал в полном объеме, пояснив, что ответчиком не соблюдена процедура рассмотрения присоединения к отраслевому соглашению, поскольку отказ от присоединения к соглашению, направленный ответчиком, не мотивированный. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда количеством и качеством выполненной работы. В соответствии с принципами социального партнерства взаимодействие представителей работников и работодателей с целью выработки наиболее приемлемых для сторон моделей регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется на всех уровнях- от локального до федерального. В рамках организации эти отношения находят свое правовое оформление в виде коллективных договоров, за их пределами- в виде соглашений различного уровня. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ст. 45 ТК РФ). Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ст. 48 ТК РФ). Согласно ст. ст. 3 ФЗ от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об объединениях работодателей" объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Согласно ст. 4 указанного закона, объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности. Из материалов дела усматривается, что истица Ирбеткина И. М. состоит в трудовых отношениях с ГП КК « Ачинское ПАТП» в должности уборщика производственных и служебных помещений (л.д., 3-5, 135). Кудрявцев М. Н. состоим в трудовых отношениях ГП « Ачинское ПАТП» в должности водителя автомобиля (автобуса на регулярных городских маршрутах 2 класса. Трудовым договром работнику установлена повременно- премиальная оплата труда в соответствии с тарифной ставкой в размере 20,25 рублей в час во время стажировки водителя, 44,54 рублей в час при работе на автобусе габаритной длиной 11 м., 50,62 рублей в час при работе на автобусе габаритной длиной свыше 11 метров (л.д. 127-131) Осипов А. А. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности электросварщика 3 разряда с 5 февраля 2007 года и его среднемесячная заработная плата составляет 11984,07 (л.д. 140-141 ) Зыков А. М. состоит в трудовых отношениях с ГП « Ачинское ПАТП» в должности слесаря по ремонту автомобилей 3 разряда. Анацкий С. А. состоит в трудовых отношениях с ГП « Ачинское ПАТП» в должности машиниста (кочегара) котельной 4 разряда с 24. 08.2001 года с повременно- премиальной оплатой труда (л.д. 157-164 ) Щенников И. В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности машиниста (кочегара) котельной (л.д. 53-56, 166 ) Югова Т.В. состоит в трудовых отношениях с ГП « Ачинское ПАТП» в должности кондуктора автобуса( л.д. 61 – 63) Столбовский В. Г. находится в трудовых отношениях с ответчиком в должности ремонтировщика резиновых изделий. (л.д. 67-70) Оплата труда, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера все истцам устанавливаются на основании локальных актов, действующих у работодателя В своих исковых требования истцы ссылаются на то, что с января 2011 года работодатель в нарушение действующего законодательства не применяет при начислении заработной платы действие и нормы Соглашения № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений». Вышеуказанным соглашением тарифная ставка работника первого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01 января 2011 года установлена в размере 4330 рублей. Ответчик производит оплату труда по тарифной ставке работника первого разряда в размере 3360 рублей. Проверяя законность и правомерность действий ответчика при оплате труда истцов, суд приходит к следующим выводам. 10 ноября 2010 года между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта дорожного хозяйства заключено Соглашение №1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений ( далее Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года ), п. 2.2. которого установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года в размере 4330 руб. в месяц. В соответствии со ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением. Пунктом 1.4 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы предусмотрено, что изменение и дополнение Соглашения осуществляется по взаимному согласию заключивших его сторон, оформляется приложением к Соглашению и является его неотъемлемой частью, доводится до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей. Согласно приложению №1 к данному Соглашению, от профсоюзной стороны членом отраслевой комиссии по разработке и заключению данного Соглашения, являлся председатель Красноярской областной организации профсоюза М, стороны работодателей членами комиссии являлись представители из Ярославской области, Московской области, г. Ростов-на-Дону Ростовской области, Тульской области, г. Москва. По информации Российского автотранспортного союза (далее РАС) от 24.11.2008 года № 636 ГП КК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» не являлось и не является членом РАС, а также не уполномочивало РАС на представительство в Соглашении ( л.д. 118-119) Таким образом, судом установлено, что ГП КК «Ачинское ПАТП» членом объединения работодателей, заключившего Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года, не являлось, ГП КК «Ачинское ПАТП» полномочий от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение объединению работодателей, заключивших Соглашение № 1 не выдавало. Учитывая, что в Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы были внесены изменения Соглашением № 1 от 10 ноября 2010 года, в соответствии с которым действие данного соглашения продлено на три года и вводится в действие с 1 января 2011 года, то в отношении Соглашения № 1 действует механизм присоединения, предусмотренный ст. 48 ТК РФ. В Российской газете от 13.05.2001 года Министром Минздравсоцразвития России Т. Голиковой, опубликовано предложение работодателям отрасли, не участвовавшим в заключение соглашения, присоединиться к нему, и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не будет представлен в установленный ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный отказ присоединится к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей (л.д.123). Исходя из вышеизложенного следует, что после официального опубликования указанного предложения в Российской газете, ГП КК «Ачинское ПАТП» имело право отказаться от участия в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, продленному в действие на 2011-2013 годы, в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 48 ТК РФ. Из материалов дела видно, что, реализуя свое право отказаться от предложения присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению в редакции Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года, зная о наличии данного Соглашения еще до официального опубликования, ответчиком в Минздравсоцразвития России был направлен мотивированный отказ от 26.01.2011 года от присоединения к Соглашению №1 с приложением протокола консультаций (л.д.222- 226 ). После официальной публикации ГП КК «Ачинское ПАТП» вновь был направлен мотивированный отказ от 20.05.2011 года от присоединения к Соглашению №1 (л.д. 96-98) Факт направления мотивированного отказа от присоединения к Соглашению № 1 объективно подтверждается уведомлением о получении заказной корреспонденции Министерством здравоохранения и социального развития РФ 27.05.2011 года ( л.д.203 ) Доводы представителя ККС СОЦПРОФ о том, что отказ ГП « Ачинское ПАТП» носит немотивированный характер голословны и ничем не подкреплены, из теста же направленного отказа (л.д. 96-98) следует, что администрация ГП « Ачинское ПАТП» ссылается на ряд доводов, в том числе нарушения принципа социального партнерства, незаконности о необоснованности дополнений абзаца 7 раздела 12 Федерального отраслевого соглашения, подробно обосновывая свои доводы по этим вопросам. То обстоятельство, что ответчиком ГП КК «Ачинское ПАТП» не было принято к исполнению Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года, и предприятие выразило свой отказ от присоединения объективно подтверждается другими материалами дела, а именно копией искового заявления от 19 мая 2011 года, из которой видно, что ГП КК «Ачинское ПАТП » обратилось в Арбитражный суд г Москвы к Российскому автотранспортному союзу, Общероссийскому профсоюзу работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства об оспаривании и признании недействительным Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года (, сообщением помощника Генерального прокурора Российской Федерации от 04.03.2011 года, из которого видно, что обращение руководителя ГП КК «Ачинское ПАТП» по поводу незаконности заключенного Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года передано для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Министерство здравоохранения и социального развития ( л.д. 115-116 ) На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Соглашение №1 от 10 ноября 2010 года на ответчика не распространяется, поскольку ГП КК «Ачинское ПАТП » не являлось и не является членом РАС, не уполномочивало РАС на представительство его интересов при заключении Соглашения № 1, в соответствии с требованиями действующего законодательства ответчик воспользовался своим правом не присоединиться к исполнению указанного соглашения. Доводы представителей истцов о том, что Соглашение № 1 подписано М. , являющимся представителем работодателей, в том числе и ответчика, являются необоснованными, поскольку при подписании Соглашения № 1 он выступал в качестве представителя Красноярской областной организации профсоюза. Также суд не может принять во внимание доводы о том, что ответчиком не представлено доказательств направления отказа от присоединения к Соглашению №1 и отсутствия членства в РАС, поскольку в деле имеются данные доказательства, ставить под сомнение которые у суда нет оснований. Нарушение трудовых прав работников в части установления размера заработной платы судом не установлено, поскольку по правилам ч. 1 ст. 133-1 ТК РФ в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Из материалов дела видно, что заработная плата истцов произведена работодателем с учетом размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением в Красноярском крае, Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы, заключенным между Министерством транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональным объединением работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края», устанавливающим тарифную ставку рабочих 1 разряда в организациях автомобильного транспорта в размере 3000 рублей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат ( п.3.2 ), Соглашением № 1 о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы от 28.12.2010 года определяющим тарифную ставку рабочих первого разряда до конца 2011 года в размере 3360 рублей Не состоятельны доводы представителей истца о том, что работодателем не соблюдаются требования по оплате труда работников, установленные коллективным договором, по следующим основаниям. Коллективный договор относится к локальным нормативным актам, регулирующий социально-трудовые отношения, который работодатель в силу требований ст. 22 ТК РФ обязан соблюдать. Действие локального нормативного акта может быть прекращено в силу истечения срока, на который он принят, принятием нового, отменяющего положения старого либо изменен в порядке, установленном для заключения коллективного договора, в силу требований ст. 44 ТК РФ. Из материалов дела видно, что коллективный договор ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009-2010 годы принят 14 мая 2009 года сроком на два года ( л.д.212 -217), новый коллективный договор до настоящего времени на предприятии не разработан и не принят. Согласно п. 1.1 Коллективного договора предусмотрено, что настоящий коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г ( в ред. от 30.12.2008 года ), а также Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и является основным правовым актом, регулирующим социально- трудовые отношения в ГП КК «Ачинское ПАТП». Пунктом 4.1 Коллективного договора установлено, что работодатель производит оплату труда работников на основе должностных окладов в соответствии со штатным расписанием и исходя из тарифных ставок, указанных в Тарифном соглашении по оплате труда работников предприятия и руководствуясь Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы Из материалов дела видно, что работодатель надлежаще исполняет обязательства по "Коллективному договору ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009-2010 годы» по осуществлению выплаты заработной платы, так как они произведены в соответствии с его условиями. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы в части установления размера тарифной ставки полностью исполнялось и исполняется. Согласно ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Какого- либо дополнительного соглашения к Коллективному договору ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009 - 2010 годы, которым бы предусматривалось условие об изменении размера тарифной ставки согласно Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года на предприятии не принималось, наоборот, судом установлено, как указывалось выше в мотивировочной части решения, ГП КК «Ачинское ПАТП» не присоединилось к исполнению указанного соглашения. Ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, исковые требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Ирбеткиной, Осипова Зыкова, Анацкого Кудрявцева, Щенникова, Юговой, Столбовского к Государственному предприятию Красноярского края « Ачинское пассажирское автотранспортное предприятии» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда- отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в течение 10 дней. Судья Ачинского городского суда И. П. ЮШИНА