№ 2 - 2074 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Лучиной Н.Б., с участием представителя истицы - Ю., действующей на основании письменного ходатайства, при секретаре Петренко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинкиной Г.К. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Ачинска, Министерству социальной политики Красноярского края о признании права на меры по социальной поддержке по обеспечению жильем, суд У С Т А Н О В И Л: Устинкина Г.К. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты Администрации г.Ачинска (далее по тексту УСЗН), Министерству социальной политики Красноярского края о признании за ней права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и возложении обязанности выплаты данных денежных средств. Истицей мотивированы исковые требования тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. 19 ноября 2010 года она поставлена в Администрации г.Ачинска на учет в соответствии с п.п.1 п.1 ст.51 ЖК РФ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она своего жилья не имеет и временно проживает в квартире своей дочери Ю. по адресу – <адрес>, по отношению в которой она не является членом семьи, что и было установлено решением Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года. В соответствии с Законом Красноярского края от 18 февраля 2010 года « О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», она имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. В связи с чем, ею были собраны все необходимые документы и подано заявление о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, которые были поданы в УСЗН Администрации г.Ачинска и направлены в Министерство социальной политики Красноярского края. Однако, протоколом от 18 апреля 2011 года Министерства, ей было отказано по надуманным основаниям в предоставлении указанной меры социальной поддержки, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд. (л.д. 3). В судебное заседание истица Устинкина Г.К.., будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась, согласно ранее представленного заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Ю. (л.д. 24 ). Представитель истицы Ю. , действующая на основании письменного ходатайства, заявление Устинкиной Г.К. поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, указанным в заявлении, при этом пояснила, что истица приходится ей матерью, которая ранее с отцом проживала <адрес>, затем они переехали жить в г.Ачинск к старшей сестре в дом по улице <адрес>. После того, как в 2005 году данный дом продали, она выслала родителям деньги на приобретение жилья в г.Ачинске. Когда она сама приехала жить в г.Ачинск, то Устинкина Г.К. подарила ей ранее приобретенную квартиру, расположенную по адресу – <адрес>, поскольку куплена она была за счет ее личных средств и между ними был заключен договор безвозмездного пользования данной квартирой.. В 2010 году истица была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилья в Администрации г.Ачинска. Решением Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года мама была признана не приобретшей правом пользования квартирой, расположенной по адресу – <адрес> и все необходимые документы были направлены в Министерство социальной политики Красноярского края для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Однако, комиссией Устинкиной Г.К. незаконно было отказано в предоставлении данных мер. Представитель УСЗН Администрации г.Ачинска – Ц., действующий на основании доверенности, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, согласно представленного отзыва просил рассмотреть дело в их отсутствии, против иска возражал, поскольку УСЗН не является надлежащим ответчиком по делу. Органы местного самоуправления муниципальных образований края, в силу закона, только оказывает помощь ветеранам в оформлении документов. Устинкиной Г.К. ими была оказана помощь в сборе документов, которые в апреле 2011 года были ими направлены в Министерство социальной политики Красноярского края для принятия решения о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. Данные документы к ним до настоящего времени не возвращены. (л.д. 20-21, 33а ). Представитель ответчика - Министерства социальной политики Красноярского края – П., будучи извещенной надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, против удовлетворения исковых требований Устинкиной Г.К. возражала полностью, представив письменный отзыв. Согласно данного отзыва, представитель ответчика просила обратить внимание на то, что фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит возникновение у вдовы участника Великой отечественной войны права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, согласно ст.2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года « О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», является факт ее нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ. Действительно, решением Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года, истица признана не приобретшей право пользования в квартире ее дочери по адресу – <адрес>. Однако, они с данным решением суда не согласны, поскольку оно не соответствует сложившимся обстоятельствам, Устинкина Г.К. является членом семьи своей дочери Ю. В настоящее время обеспеченность истицы общей площадью квартиры более учетной нормы. Договор безвозмездной передачи жилья, заключенный с истицей от 17 февраля 2006 года, они полагают был изготовлен поздним числом и был составлен только для его направления в Министерство социальной политики Красноярского края с целью получения единовременной денежной выплаты. (л.д. 35-38 ). Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Устинкиной Г.К. удовлетворить в следующем объеме и по следующим основаниям. В силу ст.1, ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года " О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны обладают правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. При этом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в ст.1 настоящего закона. Согласно ст.4 вышеуказанного закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов регулируются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению, путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства. В соответствии со ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Так, в силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В силу ч.2 ст.31 Жилищного кодекса РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членом его семьи. Как установлено по делу, Устинкина Г.К. является вдовой (супругой) участника Великой Отечественной войны, пенсионеркой по возрасту. (л.д. 6, 56). Устинкина Г.К. состояла ранее в зарегистрированном браке с У., который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 57 ). Согласно выписки из домовой книги на квартиру, расположенную по адресу - <адрес> и договора дарения от 18 февраля 2003 года, собственником данного жилья в виде двухкомнатной квартиры, является Ю., где прописана истица по месту жительства с 17 февраля 2006 года (л.д. 12 45, 47). Согласно справок БТИ и регистрационной палаты, за Устинкиной Г.К. что-либо в собственности не числится (л.д. 13, 15, 60 ). 19 ноября 2010 года на основании распоряжения Администрации г.Ачинска истица признана на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, п. 2 ст. 52 ЖК РФ, нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; включена в список ветеранов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года, составом семьи - 1 человек. (л.д. 8, 39, 64). 24 ноября 2010 года, истица обратилась с заявлением на имя Министра социальной политики Красноярского края об обеспечении ее жильем путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании решения Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года, Устинкина Г.К. была признана не приобретшей права пользования жилым помещением по адресу – <адрес>. Данное решение вступило в законную силу 01 марта 2011 года. (л.д. 17). 18 апреля 2011 года состоялось заседание комиссии Министерства социальной политики Красноярского края по решению вопросов обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа ветеранов войны, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и обеспечению жилыми помещениями граждан, жилищное обеспечение которых осуществляется на основании ФЗ "О ветеранах" от 12 января 1995 года и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года, по итогам которой было принято решение отказать Устинкиной Г.К. в предоставлении бюджетных средств в связи с отсутствием у нее права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, будучи поставленной на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий в нарушении ст.51 ЖК РФ. (л.д.10). На основании указанного решения, 22 апреля 2011 в адрес истицы было направлено сообщение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади. Между тем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Во исполнение вышеуказанных законов, 18 февраля 2010 года, законодательным собранием Красноярского края, был принят Закон Красноярского края « О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, ст. 7 вышеуказанного Закона Красноярского края, комиссии Министерства социальной политики Красноярского края при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения предоставлено и определено право проверки обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. Однако, как видно из протокола заседания комиссии от 18 апреля 2011 года, основанием, послужившим в отказе предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем Устинкиной Г.К., явилось ревизирование и переоценка доказательств решения Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года, вступившего в законную силу 10 марта 2011 года, о признании истицы не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу – <адрес>. (л.д. 10, 17), о чем также указано и в настоящее время в отзыве представителя ответчика. О том, что Устинкина Г.К. не приобрела права пользования жилым помещением по адресу – <адрес> и не является членом семьи собственника, подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели В., И. по ранее состоявшемуся делу. (л.д. 76-77 ). Как видно из заявления о прописке истицы в квартиру, где она в настоящее время проживает, еще в 2006 году ее статус прописки собственником был определен « без права на жилплощадь» (л.д.12). При этом довод о том, что дочь с истицей на момент подписания договора дарения квартиры проживали одной семьей, суд считает несостоятельным, поскольку он основан на представленной истицей выписке из домовой книги, в которой указано только о регистрации граждан в определенном месте. При этом, суд считает необходимым учесть, что регистрация по месту жительства ответчика не может сама по себе служить условием реализации его права на жилище, поскольку регистрация носит уведомительный характер и ее сущность состоит только в установлении нахождения гражданина в определенном месте. Согласно ст.7 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", указан перечень оснований к отказу ветерану в предоставлении мер социальной поддержки. Данный перечень является исчерпывающим. В связи с чем, судом не могут быть приняты также во внимание доводы представителя ответчика и в той части, что договор безвозмездного пользования жилья, заключен между Устинкиной Г.К. и Ю. по их мнению и составлен поздней датой, чем указанной в нем и не является по их мнению соответственно каким либо доказательством, поскольку основанием к отказу в предоставлении мер социальной поддержки явилось не недостоверность представленных ею сведений, ответственность за которую несут персонально ветераны, а именно не согласие с решением Ачинского городского суда от 15 февраля 2011 года. При этом, каких либо доказательств в обоснование данных доводов, ответчиком не представлено. Необходимо также при рассмотрении настоящего дела учесть, что по смыслу ст.53, 54 ЖК РФ, на положения которых ссылается в своем отзыве представитель Министерства социальной политики Красноярского края, ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст.53, 54 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Согласно ст.4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", действительно имеет место указание на то, что к действиям, указанным в п.1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий могут быть отнесены в том числе и действия по отчуждению имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. Однако, опять же в данном положении имеет место указание о возможности, а не обязательности отнесения действий граждан по отчуждению принадлежащих им жилых помещений как однозначно к действиям, намеренно ухудшившим свои жилищные условия. Между тем как было установлено по делу, Устинкина Г.К. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, которой еще в 2003 году было произведено отчуждение принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартиры своей дочери в связи с тем, что она была в свое время приобретена на денежные средства, переданные ей Ю., проживающей в тот период времени не на территории г.Ачинска. После чего, она не обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обращение заявителя в Администрацию г.Ачинска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, последовало лишь после принятия Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", о возможном принятии которого заявитель соответственно не могла предполагать при совершении сделки по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности квартиры в 2003 году. В связи с вышеизложенным и исходя из фактически установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что в действиях истицы при отчуждении принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартиры в 2003 году, отсутствовал намеренный умысел по ухудшению жилищных условий, позволяющий ей в последующем иметь право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью получения жилья по договору социального найма и именно по Закону Красноярского края от 18 февраля 2010 года. Согласно справки КУМИ Администрации г.Ачинска, Устинкина Г.К. до настоящего времени состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. (л.д. 70). При этом, суд считает, что УСЗН Администрации г.Ачинска по настоящему делу, не является надлежащим ответчиком, поскольку на данное управление в силу закона действительно возложена обязанность только по оказанию помощи ветеранам в сборе документов, предоставляемых в Министерство социальной политики Красноярского края. Согласно ст. 8 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года « О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", приобретение жилых помещений в собственность ветеранов осуществляется Министерством социальной политики Красноярского края, в положениях которого также прописан и порядок их приобретения. На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Устинкиной Г.К., признав за ней право на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и обязать Министерство социальной политики Красноярского края принять решение о выплате истице данной единовременной денежной компенсации в порядке, установленном Законом Красноярского края от 18 февраля 2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Руководствуясь ст.ст.254, 255, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Устинкиной Г.К. право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Обязать Министерство социальной политики Красноярского края принять решение о выплате Устинкиной Г.К. единовременной денежной компенсации на приобретение жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Судья Н.Б. Лучина