2-2450(2011) Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Максимовой О.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 16 декабря 2010 года, при секретаре Петренко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Кошель С.И. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, суд УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Кошель С.И. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Кошель С.И. и обязании обеспечить средствами технической реабилитации – креслом-коляской прогулочной с ручным управлением, мотивируя требования тем, что Кошель С.И. является инвалидом и согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации, а именно, кресло-коляска прогулочная с ручным управлением. Для постановки на учет 09 июня 2010 года в филиал № 8 «Ачинский» были предоставлены все необходимые документы, однако на момент проверки 25 мая 2011 года установлено, что данное техническое средство Кошель С.И. не выдано, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания больного и создается угроза его здоровью (л.д. 2-4). В судебном заседании процессуальный истец – помощник Ачинского межрайонный прокурора Максимова О.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом суду дополнила, что ранее решением Ачинского городского суда от 17 сентября 2010 года суд обязал ГУ КРО ФСС РФ выдать Кошель С.И. направление на получение прогулочного кресла-коляски. Решение суда было предъявлено к принудительному исполнению, однако до настоящего времени указанное средство технической реабилитации Кошель С.И. не предоставлено. Истец Кошель С.И., представитель КГБУ СО «Ачинский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов», будучи уведомленными о рассмотрении дела, не явились. В поступивших заявлениях дело просили рассмотреть в их отсутствие (л.д. 21). Представитель ответчика Комаренко А.В. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, пояснив, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. После поступления денежных средств с соответствующими организациями заключаются контракты на поставку средств реабилитации. Однако контракт на поставку кресла-коляски для Кошель С.И. не заключался ввиду отсутствия финансирования. Решение суда о выдаче Кошель С.И. направления на получение кресла-коляски до настоящего времени не исполнено, поскольку контракт на поставку указанного средства реабилитации не заключен в связи с отсутствием денежных средств. Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Кошель С.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются прогулочные кресла-коляски с ручным управлением. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Из материалов дела следует, что Кошель С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 15 апреля 2010 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию и согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, в виде креслом-коляской прогулочной с ручным управлением (л.д. 9-10, 24-25). С этой целью 09 июня 2010 года Кошель С.И. обратился в Филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении его указанным средством реабилитации (л.д. 5). Согласно уведомлению от 01 декабря 2010 года Кошель С.И. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 7). 03 августа 2010 года Ачинский межрайонный прокурор в интересах инвалида Кошель С.И. обратился в суд с требованиями о признании бездействия ГУ КРО ФСС РФ по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации кресла-коляски прогулочной (л.д. 9-10). Решением Ачинского городского суда от исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ГУ КРО ФСС РФ в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу выдать Кошель С.И. направлении на получение кресла-коляски с ручным управлением (л.д. 13-15). Исполнительный лист был направлен для принудительного исполнения 11 января 2011 года. (л.д. 33). Как следует из объяснений процессуального истца и представителя ответчика, решение суда от 03.08.2010 года до настоящего времени не исполнено, направление на получение кресла-коляски, равно как и средство технической реабилитации Кошель С.И. не выдано, что не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза его здоровью. Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, а также факт того, что с июня 2010 года по настоящее время Кошель С.И. без уважительным причин не обеспечена всеми средствами реабилитации, поставщик средств реабилитации до настоящего времени не определен, решение суда от 17 сентября 2010 года в добровольно порядке не исполнено, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Кошель С.И. техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной с ручным управлением следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения его данным средством реабилитации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о незаконности требований прокурора, поскольку данная обязанность по обеспечению инвалидов средствами реабилитации определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на него возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами, не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, что до настоящего времени также исполнено не было. Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом,, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий. Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование, также не может быть принята судом как уважительность причин невозможности исполнения ими законов по не обеспечению средствами реабилитации инвалидов. Также суд относится критически к доводам представителя ответчика об идентичности заявленного иска в интересах Кошель С.И., поскольку ранее принятое решение судом от 17 сентября 2010 года о выдаче направления Кошель С.И. фактически неисполнимо, поскольку данное направление может быть выдано в силу установленного порядка обеспечения средствами реабилитации инвалидов, только поставщику, на основании заключенного контракта. Однако, согласно пояснениям представителя ответчика, до настоящего времени поставщик для истца Кошель С.И. не определен. Контракт на 2010 год именно для поставки технического средства Кошель С.И. не заключался и сроки действия соответственного которого окончены, также как и финансирование. Кошель С.И. является инвалидом второй группы, который ограничен в передвижении, а соответственно и в приобретении себе технического средства по направлению. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Кошель С.И. средствами реабилитации в виде кресла-коляски следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Кошель С.И. не предоставленным средством реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной с ручным управлением. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Кошель С.И. техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Кошель С.И. техническим средством реабилитации – креслом-коляской прогулочной с ручным управлением, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.