о включении периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, назначении пенсии



2-2359(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием истицы Самойловой О.С.,

представителя ответчика Маслак С.А.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойловой О.С. Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению в г. Ачинске и Ачинском районе об установлении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, суд

У С Т А Н О В И Л:

Самойлова О.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда (Государственному учреждению) РФ по г. Ачинску и Ачинскому району (далее УПФ) об установлении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, мотивируя свои требования тем, что 05.04.2011 г. она обратилась в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, 21.04.2011 г. решением комиссии УПФ ей отказано в назначении пенсии из-за недостаточности специального стажа, так как в стаж работы для назначения пенсии не включены: период отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 01.09.1993 г., хотя отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., до внесения изменений в КЗоТ РФ; период работы с 01.11.1999 г. по 08.04.2002 г. в должности лаборанта-серолога отделенческой больницы станции Ачинск-1, хотя предыдущий период с 29.08.1989 г. по 31.10.1999 г. в этой же должности засчитан в стаж и в спорный период режим работы, трудовые функции, условия труда ее не изменялись; а также время нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2005 г. по 26.04.2005 г., хотя периодичное повышение квалификации по месту ее работы и должности является обязательным, в это время за ней сохраняется рабочее место, заработная плата, с которой производятся отчисления в пенсионный фонд, поэтому эти периоды должны быть включены в стаж для назначения пенсии, ей должна быть назначена пенсия с момента обращения в УПФ 05.04.2011 г.

В судебном заседании истица Самойлова О.С. поддержала исковые требования по аналогичным основаниям, суду пояснила, что она имеет медицинское образование по специальности медсестра, с момента получения образования занималась лечебной деятельностью, работая в должности медицинской сестры, лаборанта, лаборанта –серолога с 1980 г. по настоящее время, однако все периоды ее работы УПФ зачтены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, а в зачете указанных спорных периодов отказано. Так наименование ее должности лаборант-серолог отделенческой больницы станции Ачинск-1 в штатном расписании указано не в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, хотя в данный период она работала в должности и в учреждении, дающих ей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, хотя работая лаборантом или лаборантом -серологом она выполняла одну и ту же работу лаборанта лаборатории этой больницы. Также не включено в стаж для назначения пенсии и время ее нахождения на курсах повышения квалификации, хотя прохождение этих курсов и специализация для работы обязательны, она по приказу руководителя направлялась в командировку, получала удостоверения. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком Екатериной, 12.09.1991 г. рождения, начавшийся в конце 1991 г., до 06.10.1992 г. включен в стаж, с 06.10.1992 г. по 01.09.1993 г. во включении отказано, что полагает необоснованным, поэтому данные периоды следует включить в ее стаж для назначения пенсии и обязать УПФ назначить ей пенсию с момента обращения.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе Маслак С.А., действующая по доверенности от 11.01.2011 г. (л.д.15), против иска возражала, мотивируя тем, что оснований для включения в стаж для назначения пенсии названных истицей периодов нет, поскольку, согласно действующему пенсионному законодательству в стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости засчитывается работа в должности лаборанта. Период с 01.11.1999 г. по 08.04.2002 г. работы Самойловой О.С. в должности лаборанта –серолога отделенческой больницы станции Ачинск-1 не может быть включен в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в связи с тем, что указанная должность не предусмотрена Списком. Возможность включения в стаж периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в отпуске по уходу за ребенком законодательством не предусмотрена, при этом при обращении 05.04.2011 г. у истицы необходимого стажа 30 лет не имелось, в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии истице зачтено 27 лет 02 месяца 15 дней ее работы, поэтому ей обоснованно отказано в назначении пенсии.

Выслушав истицу, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Самойловой О.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Действующее пенсионное законодательство призвано обеспечивать стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере роста благосостояния трудящихся. Именно для этих целей совершенствуется пенсионное законодательство, обновляются Списки должностей и профессий работников образования, расширяется перечень должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Как установлено по делу, Самойлова О.С. с 1980 г. работает в должности медицинской сестры, лаборанта, лаборанта-серолога в лечебных учреждениях г. Ачинска, в период с 29.08.1989 г. по 08.04.2002 г. она работала в должности лаборанта-серолога отделенческой больницы на станции Ачинск-1. Во время работы она производила лабораторные исследования в лаборатории больницы, наравне с другими лаборантами, только между ними имелось разделение работы по видам лабораторных исследований, что подтверждается записями в трудовой книжке Самойловой О.С., штатными расписаниями отделенческой больницы станции Ачинск-1 в указанные периоды, тарификационными списками работников, карточками-справками (л.д. 26-28, 37-56, 58-60, 61-64).

Период работы в должности лаборанта –серолога отделенческой больницы станции Ачинск с 29.08.1989 г. по 01.11.1999 г., за исключением периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 02.09.1993 г., включен в стаж для назначения пенсии, во включении периода работы Самойловой О.С. в этой же должности с 01.11.1999 г. по 08.04.2002 г. отказано, так как наименование должности не предусмотрено Перечнем учреждений и Списком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, как видно из протокола заседания комиссии УПФ (л.д.16-17).

Вместе с тем, в спорный период истица выполняла те же обязанности и функции, что и до указанного периода. Обстоятельства аналогичности выполняемой работы в оспариваемый период и в предыдущий период подтверждены пояснениями свидетелей И.Н., Н.А. – лаборантов этой же лаборатории отделенческой больницы станции Ачинск -1, работающих вместе с Самойловой О.С. с 1989 г. по 2002 г. и до настоящего времени.

Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждаются списки соответствующих работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости.

В соответствии с пунктом 11 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., назначается досрочно трудовая пенсия по старости лицам, не менее 30 лет осуществляющим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.

Ссылаясь на нормы указанных нормативных актов, Управление Пенсионного фонда отказало Самойловой О.С. в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа.

Однако, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, в стаж работы засчитывается работа в должности медицинской сестры, лаборанта.

Отказ Управления Пенсионного фонда по включению спорного периода суд считает неправомерным, поскольку право работников на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью вытекает не в зависимости от наличия точного наименования должности в медицинском учреждении, а из самого факта занятия лечебной деятельностью в учреждении здравоохранения, поскольку в указанный период режим труда и отдыха, место трудовой деятельности, трудовые функции, обязанности, характеристики условий труда, оплата труда и другие существенные условия труда истицы не изменялись. Истица до настоящего времени осуществляет медицинскую деятельность.

Таким образом, суд считает, что требования Самойловой О.С.о включении в стаж периода с 01.11.1999 г. по 08.04.2002 г. работы в должности лаборанта-серолога в календарном исчислении являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению требования истицы о включении в стаж в календарном исчислении периода ее нахождения на курсах повышения квалификации, так как в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства от 22.01.2007 г. №30, повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинскую деятельность является обязательным условием выполнения работы, в связи с чем, период с 25.03.2005 г. по 26.04.2005 г. нахождения истицы на курсах повышения квалификации, который был надлежащим образом оформлен приказом работодателя и подтвержден удостоверением и свидетельством об их прохождении (л.д. 10, 11, 30-31), необходимо включить в календарном порядке в стаж Самойловой О.С. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» определено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно сведениям личной карточки, справки лечебного учреждения, Самойлова О.С. находилась в отпуске по уходу за ребенком дочерью Самойловой ФИО7, родившейся 12 сентября 1991 года, 05.11.1991 г. по 12.03.1993 (л.д.29, 30-31, 33-36, 68).

Право Самойловой О.С. на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», нарушается распространением действия Правил на период отпуска истицы по уходу за ребенком, который начался ранее внесения изменений в норму КЗоТ РФ, и ставит ее в неравное положение с гражданами, которым время нахождения в отпуске по уходу за ребенком было включено в стаж для назначения трудовой пенсии по старости, ухудшает ее положение, тем более что в силу п.п. 3 п.1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет включается в страховой стаж наравне с работой и учитывается при назначении пенсии на общих основаниях.

Исходя из позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.01.2011 г. по делу №41-В10-22, где указано, что с учетом положений Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Самойловой О.С. начался в 1991 г., т.е. в период действия названных нормативных актов, то период с 06 октября 1992 г. по 01 сентября 1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Признаны судом обоснованными требования и в части назначения пенсии с момента обращения истицы за назначением пенсии 05 апреля 2011 года (л.д.18-22), с учетом спорных периодов, так как на момент обращения у Самойловой О.С. имелся необходимый стаж работы по специальности 30 лет.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе включить в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, как медицинскому работнику Самойловой О.С. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком во время работы лаборантом –серологом лаборатории Отделенческой больницы станции Ачинск-1 с 06 октября 1992 г. по 01 сентября 1993 г., период работы с 01 ноября 1999 г. по 07 апреля 2002 г. в должности лаборанта - серолога клинической лаборатории Отделенческой больницы станции Ачинск-1 в календарном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации с 25 марта 2005 г. по 26 апреля 2005 г. в календарном исчислении.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости Самойловой О.С. с учетом указанных периодов с момента обращения за назначением пенсии 05 апреля 2011 г. при наличии медицинского стажа 30 лет.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200