Дело № 2-2558(2011) Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года г.Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ - Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д. 20), при секретаре Пикаловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сафина Ф.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал № 8, Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 2 группы Сафина Ф.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ), Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее ФГУП «Красноярское ПрОП» Минздравсоцразвития России) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить инвалида техническим средством реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что Сафин Ф.А. является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации: трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, протезе голени 1 изделие. 14 марта 2011 года Сафин Ф.А. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, однако до настоящего времени инвалид ими не обеспечен, в связи с чем истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида Сафина Ф.А. техническими средствами реабилитации, а именно: тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, протезом голени 1 изделие. (л.д. 2-4). В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала частично, в части признания действий ГУ КРО ФСС РФ по необеспечению Сафина Ф.А. тростью опорной незаконными, возложении обязанности обеспечить данным техническим средством реабилитации. Истец Сафин Ф.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, согласно имеющемуся в деле заявлению, просил рассмотреть дело в свое отсутствии (л.д. 5). Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, поскольку ни одним нормативнм актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов Фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации, на Фонде лежит только обязанность выдать инвалиду направление на получение или изготовление ТСР в организацию, отобранную в установленном порядке и оплатить представленные поставщиком гражданину изделия. Обязанность по поставке технических средств реабилитации непосредственно Получателям (инвалидам) возложена условиями госконтракта на поставщика 14 марта 2011 года Сафин Ф.А. был поставлен на учет, о чем ему было выдано уведомление, также ему было выдано направление на получение и изготовление требуемых изделий. Таким образом, фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил. В настоящее время протез голени изготовлен и передан Сафину Ф.А., а трость не была своевременно изготовлена из-за технической ошибки: при заполнении направления на получение трости было ошибочно указано «Трость металлическая», тогда как ФГУП «Красноярское ПрОП» изготавливает только деревянные трости. Представитель соответчика ФГУП «Красноярское ПрОП» Минздравсоцразвития России, будучи извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому против удовлетворения исковых требований возражает по следующим основаниям: протез голени готов к выдаче с 06 мая 2011 года, обеспечением такими средствами реабилитации, как трость опорная регулируемой длины с устройством противоскольжения, Предприятие в 2011 году не занимается, в связи с отсутствием контракта и финансирования со стороны ГУ КРО Фонд социального страхования РФ. (л.д. 23) Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования прокурора Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сафина Ф.А. удовлетворить частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Сафин Ф.А. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 12), а также не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 15 февраля 2011 года Сафин Ф.А. нуждается в технических средствах реабилитации – трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, протезировании нижней конечности (слева на уровне голени) (л.д. 10-11). 14 марта 2011 года Сафин Ф.А. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д. 6). Согласно уведомлению от 14 марта 2011 года документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 9, оборот). 14 марта 2011 года Сафину Ф.А. были выданы направления в ФГУП «Красноярское ПрОП» Минздравсоцразвития России на получение технических средств реабилитации – трости опорной металлической с УПС регулируемой, до 01 июля 2011 года включительно (л.д. 7, оборот), а также на изготовление протеза голени 1 изделие, до 31 декабря 2011 года включительно (л.д. 9). Как следует из отзыва на исковое заявление представителя ФГУП «Красноярское ПрОП» Минздравсоцразвития России, с 06 мая 2011 г. протез голени готов к выдаче. Средством технической реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, Сафин Ф.А. до настоящего времени не обеспечен. Непредставление Сафину Ф.А. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что по условиям контракта именно поставщик осуществляет поставку изделий непосредственно инвалиду, не исключает обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, так как Фонд (заказчик) имеет право проверять ход и качество выполнения Поставщиком обязательств по контракту, а также вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения законодательства РФ и условий, предусмотренных контрактом, в том числе и сроков поставки, применять штрафные санкции в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей Поставщиком. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении исковых требований к ФГУП «Красноярское ПрОП» Минздравсоцразвития России отказать; действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида второй группы Сафина Ф.А. техническими средствами реабилитации тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения признать незаконными; устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сафина Ф.А. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации отказать. Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сафина Ф.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 удовлетворить частично. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Сафина Ф.А. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Сафина Ф.А. техническими средствами реабилитации - тростью опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья Шиверская А.К.