Дело № 2-2553(2011) Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года г.Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я., представителя истца Нурмухаметова А.Н. – Лопатиной К.Н., действующей на основании доверенности №90 от 01 января 2011 г. сроком до 31 декабря 2011 г. (л.д. 26); представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ - Комаренко А.В., действующего на основании доверенности №82 от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г.(л.д. 25), при секретаре Пикаловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Нурмухаметова А.Н. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитациинезаконным, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 1 группы Нурмухаметова А.Н. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитациинезаконным, возложении обязанности обеспечить инвалида техническим средством реабилитации.Исковые требования мотивированы тем, что Нурмухаметов А.Н. является инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации: абсорбирующем белье (пеленках). 18 февраля 2010 года Нурмухаметов А.Н. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Однако до настоящего времени техническими средствами реабилитации за 2011 год инвалид не обеспечен. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитациинезаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида Нурмухаметова А.Н. техническим средством реабилитации, а именно: абсорбирующим бельем (пеленками) за 2011 год.(л.д. 2-4). В судебном заседаниипомощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель КГБУЗ ККПНД № 1 Лопатина К.Н., действующая в интересах Нурмухаметова А.Н., который решением Ачинского городского суда от 28 июня 2010 года признан недееспособным и с 13 мая 2009 года до настоящего времени находится на стационарном лечении в КГБУЗ ККПНД № 1, в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что в 2011 году Нурмухаметову А.Н. выдано 90 штук пеленок. Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что на поставку пеленок в настоящее время заключен государственный контракт с ООО «Белла Сибирь», которое до настоящего времени не обеспечило Нурмухаметова А.Н. требуемыми техническими средствами реабилитации. Таким образом, фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил, поскольку Фонд обязан выдать инвалиду направление на получение либо изготовление технических средств реабилитации поставщику изделий, а также оплатить предоставленные инвалиду изделия. При этом обязанность по поставке технических средств реабилитации непосредственно Получателям (инвалидам) возложена на поставщика. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Нурмухаметова А.Н. удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Нурмухаметов А.Н. является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 11), а также не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 27 октября 2009года Нурмухаметов А.Н. нуждается в технических средствах реабилитации - абсорбирующем белье (пеленках) объемом 30 штук в месяц (л.д. 23). 18 февраля 2010 года от имени Нурмухаметова А.Н. в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации было подано заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе пеленками (л.д. 6). 31 января 2011 года социальному работнику КГБУЗ КПНД № 1 ФИО7 на имя Нурмухаметова А.Н. было выдано направление в ООО «БЕЛЛА Сибирь» на получение технических средств реабилитации – абсорбирующего белья (пеленок) до 01 октября 2011 года (л.д. 7). Однако Нурмухаметов А.Н. вышеуказанными средствами технической реабилитации до настоящего времени обеспечен не в полном объеме. С учетом того, что истец обратился с заявлением в суд 06 июня 2011 года, за период с января по май 2011 года Нурмухаметов А.Н. должен был быть обеспечен абсорбирующим бельем в количестве 150 штук. Согласно акту сдачи-приемки изделия получателю, поставщик ООО «БЕЛЛА Сибирь» 06 июня 2011 года предоставил получателю пеленки в количестве 90 штук. Доказательств обеспечения Нурмухаметова А.Н. пеленками в количестве еще 60-ти штук, суду представлено не было. Непредставление Нурмухаметову А.Н. технических средств реабилитации в полном объеме не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этомссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что именно поставщик осуществляет поставку изделий непосредственно инвалиду, не исключает обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, так как Фонд имеет право проверять ход и качество выполнения поставщиком обязательств по контракту, а также вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения законодательства РФ и условий, предусмотренных контрактом, в том числе и сроков поставки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида первой группы Нурмухаметова А.Н. техническими средствами реабилитации абсорбирующим бельем следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Нурмухаметова А.Н. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Нурмухаметова А.Н. техническими средствами реабилитации - абсорбирующим бельем (пеленками) в количестве 60 (шестидесяти) штук. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья Шиверская А.К.