Дело №2-1447(2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 мая 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего федерального судьи Кушнаревой Г.Ю., с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Костенко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Тюхтетского района в интересах инвалида первой группы Волокитиной А.П. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тюхтетского района обратился в суд в интересах инвалида первой группы Волокитиной А.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида первой группы Волокитину А.П. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски комнатной, противопролежневыми подушкой и матрацем, памперсами для взрослых в количестве 720 штук. Исковые требования мотивированы тем, что Волокитина А.П., дата года рождения на основании справки МСЭ является инвалидом первой группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске комнатной, противопролежневыми матрацем и подушкой, памперсами Волокитина А.П. 06 декабря 2010 года обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Волокитина А.П. обратилась в Тюхтетскую прокуратуру с заявлением о необходимости заявления в ее интересах иска по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4). В судебное заседание процессуальный истец - прокурор Тюхтетского района и истица Волокитина А.П., будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают (л.д.30-31). Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ К (полномочии проверены) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, поскольку в настоящее время отсутствуют контракты на поставку кресел-колясок, в связи с чем выдать направление на его получение, а тем более само изделие не представляется возможным. Кроме того, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. На поставку иных, необходимых инвалиду Волокитиной А.П. TCP заключен контракт с ООО «Ланцет», выданы направления на получении данных средств, срок действия направлений до 31 декабря 2011г. в течение срока действия направления инвалид будет обеспечен всем необходимым. Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора Тюхтетского района, заявленные в интересах инвалида первой группы Волокитиной А.П. следует удовлетворить частично в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной дтя исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 1. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Волокитина А.П. на основании справки МСЭ является инвалидом первой группы по общему заболеванию (л.д. 12-13). Согласно ее индивидуальной программе реабилитации инвалида от 28 октября 2010 года Волокитина А.П. нуждается в техническом средстве реабилитации комнатной кресле-коляске с ручным управлением, подушке противопролежневой, матраце противопролежневом, памперсах в количестве 60 штук на месяц (л.д.5-8). Согласно уведомлению от 06 декабря 2010 года Волокитина А.П. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д.9). Волокитиной А.П. выданы направления на получение TCP - памперсов, противопролежневой подушки, противопролежневого матраца за № 1459, 1482,1028. Срок действия данных направлений до 31 декабря 2011 и до 1 октября 2011 (л.д. 18-20). До настоящего времени Волокитина А.П. вышеуказанными средствами технической реабилитации не обеспечена. На получение кресла-коляски направление не выдавалось по причине отсутствия контракта с заводом-изготовителем. Непредставление Клинцовой В.А.. технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. Поэтому судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что на ответчике лежит обязанность только лишь по выдаче инвалиду направления на получение TCP. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, о чем указывает представитель ответчика в своих возражениях. Таким образом, действия ответчика по не обеспечению инвалида креслом-коляской комнатной следует признать незаконными, поскольку направление не выдавалось, контракт не заключен. Вместе с тем, суд считает требования о признании действий ответчика по не обеспечению Волокитиной А.П. противопролежневыми матрацем и подушкой преждевременными и не подлежащими удовлетворению, поскольку срок действия направления не истек, срок использования данных TCP - не менее 3-лет. Кроме того, суд полагает возможным частично удовлетворить исковые требования прокурора также и в части возложения обязанности на ответчика по обеспечению инвалида. памперсами, поскольку правилами и нормами обеспечения техническими средствами реабилитации предусмотрена выдача памперсов из расчета 30 штук в месяц. Учитывая, что с даты выдачи направления и до даты вынесения решения прошло более 4-месяцев, а инвалид не обеспечен данными средствами реабилитации действия ответчика по необеспечению Волокитиной А.П. памперсами также незаконны. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Тюхтетского района удовлетворить частично. Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида первой группы Волокитиной А.П. креслом-коляской комнатной и памперсами незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Волокитину А.П. техническим средством реабилитации - комнатным креслом-коляской с ручным управлением, а также памперсами для взрослых размер № 3 в соответствии с нормами, установленными законом. В остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Кушнарева Г.Ю.
учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по
необеспечению инвалида первой группы Волокитиной А.П. техническим средством реабилитации комнатной креслом-коляской с ручным управлением, памперсами следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.