2-1399/2011



Дело №2-1399(2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего федерального судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием

представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бирилюсского района в интересах инвалида второй группы Хуторской В.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах инвалида третьей группы Хуторской В.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида третьей группы Хуторскую В.А. техническими средствами реабилитации в виде обуви ортопедической в количестве 2-пар (холодной и утепленной).

Исковые требования мотивированы тем, что Хуторская В.А., 06 февраля 1950 года рождения на основании справки МСЭ является инвалидом третьей группы с детства, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: обуви ортопедической.

01 октября 2010 года Хуторская В.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Хуторская В.А. обратилась в Бирилюсскую прокуратуру с заявлением о необходимости заявления в ее интересах иска по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4).

В судебное заседание процессуальный истец и истица Хуторская В.А., извещенные о дате судебного заседания, не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают (л.д.23-24).

Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности (л.д. 17), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, поскольку в настоящее время Хуторской В.А. выданы направления на получение обуви ортопедической, данные изделия носят индивидуальный характер, изготавливаются после обмеров, требуют примерки, в связи, с чем фонд лишен возможности выдать данную обувь непосредственно инвалиду. Кроме того, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. Законом предусмотрена обязанность выдать направление на получение технических средств реабилитации. Считает, что обязанности ответчика по отношению к инвалиду Хуторской В.А. исполнены в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Бирилюсского района, заявленные в интересах инвалида третьей группы Хуторской В.А., необходимо удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального

Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 7).

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих
Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида
(ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием),
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия)
(далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, Хуторская В.А. является инвалидом третьей группы. Согласно ее

индивидуальной программе реабилитации инвалида от 15 апреля 2010 года Хуторская В.А. нуждается в техническом средстве реабилитации - обуви ортопедической в количестве 2-х пар в год (холодной и утепленной) (л.д.6-7).

Истица Хуторская В.А. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получила с 15 апреля 2010 года право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации. С этой целью Хуторская В.А. 01 октября 2010 года обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д.8). Согласно уведомлению документы, поданные истицей, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д.9).

01 октября 2010 года Хуторской В.А. выданы направления на получение TCP (л.д.10-11), однако фактически Хуторская В.А. вышеуказанным средством технической реабилитации обувью ортопедической не обеспечена. Как следует из письменных пояснений истца, данных прокурору Бирилюсского района, Хуторская В.А. с целью получения обуви ортопедической приезжала в г. Ачинск, где с нее сняты мерки, обувь обещали прислать по почте, однако, до настоящего времени средства реабилитации так и не получены (л.д.5).

Непредоставление Хуторской В.А.. технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. "

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств: ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том. что на ответчика возложена обязанность только выдать направление на получение TCP, так как, прокурором заявлены требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению, определенному действующим законодательством, в силу которого на ответчика возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, о чем указывает представитель ответчика в своих возражениях.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида третьей группы Хуторской ВА техническим средством реабилитации - обувью ортопедической следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бирилюсского района, заявленные в интересах Хуторской В.А. удовлетворить.

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида третьей группы Хуторской В. А. техническими средствами м реабилитации, незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Хуторскую ВА техническим средством реабилитации, а именно обувью ортопедической в количестве 2-х пар согласно индивидуальной программе реабилитации.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Кушнарева Г.Ю.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200