№ 2-2567 (2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 августа 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Юшиной И.П., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Максимовой О.А. представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности № 82 от 16.12.2010г. сроком действия по 31.12.2011г., при секретаре Бычковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Котовой к Государственному учреждению-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации о признании действий по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными и возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, У С Т А Н О В И Л : Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Котовой Э.И., года рождения, с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, о возложении обязанности выдать Котовой Э.И. техническое средство реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Исковые требования мотивированы тем, что Котова Э.И. на основании справки серии МСЭ является, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, выдал направление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, на основании чего прокурор обратился с указанным заявлением в суд. (л.д. 2-4). В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Истец Котова Э.И., извещенная о дате судебного заседания, в суд не явилась, надлежащим образом извещена, причины неявки не сообщила. Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по заявленным исковым требованиям возражал, пояснил, что после обращения Котовой Э.И. в филиал № 8 «Ачинский» 16 февраля 2011, она была поставлен на учет на получение технического средства реабилитации, 03 мая 2011 года было выдано направление в ООО Производственно-строительная компания «Единство». Законом не установлены сроки выдачи изделия инвалиду, а потому придерживаются индивидуальной программе реабилитации инвалида. В настоящее время данная компания нарушает свои обязательства по государственному контракту, со стороны фонда направлена в их адрес претензия. Представитель ответчика Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «Единство», привлеченное в качестве такового на основании определения суда от 16 июня 2011 года (л.д.12), в суд не явился, надлежащим образом извещен (л.д.22), причины неявки не сообщил. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Котовой Э.И. следует частично удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска прогулочная. Согласно ч. 8 ст. 11.1 вышеназванного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Из материалов дела видно, что Котова Э.И., рождения, является. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 197 от 17 января 2011 года нуждается в технических средствах реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения. Срок проведения реабилитации с 17 января 2011 года с момента обращения гражданина в фонд -бессрочно (л.д. 8-9). На основании заявления Котовой Э.И. о предоставлении технического средства 16 февраля 2011 года ей было выдано уведомление о том, что с 16 февраля 2011 года поставлена на учет в филиале № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. (л.д. 6,7). 03 мая 2011 года выдано направление в ООО Производственно-строительная компания «Единство» для получения трости (л.д. 10) Однако, до настоящего времени технические средства реабилитации инвалиду Котовой Э.И. не выданы. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление). Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению. Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий. Как указано в ст. 9, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона. Заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения, предусмотренные пунктом 8 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона. Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика. В контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Также в ст.531 ГК РФ(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре поставки может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Досрочная поставка товаров может производиться с согласия покупателя. Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде. (ст. 508, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)) Из Письма ФАС РФ от 23.05.2011 N ИА/19716 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части порядка оплаты по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств" видно, что оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту. В случае если условиями контракта предусмотрена поэтапная поставка товаров (выполнения работ, оказания услуг) и соответствующая поэтапная оплата, то данная оплата должна производиться с учетом указанного выше порядка. Из представленных в суд документов следует, что 03 мая 2011 года между ГУ Красноярского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ (Заказчик) и ООО Производственно-строительная компания «Единство» (Поставщик) был заключен государственный контракт № 353 на поставку тростей опорных инвалидам, проживающим на территории Красноярского края в 2011 году, согласно которому поставщик обязуется поставить получателям товар в соответствии с Техническим заданием, а заказчик обязуется оплатить фактически поставленный товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Срок действия договора до 31 декабря 2011 года (л.д.25-30) Из технического задания следует срок доставки товара получателям не более 30 календарных дней с момента получения Поставщиком реестра нуждающихся от заказчика, но не позднее 10 декабря 2011 года. Срок поставки на территории Красноярского края всей партии товара-до 01 июня 2011 года. (л.д.31) Исходя из почтового уведомления, реестры поставщиком были получены 10 мая 2011 года. (л.д. 33-36) Таким образом, между сторонами заключен гражданско-правовой договор поставки в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, условия о наименовании, ассортименте, количестве, цене товара и сроках поставки согласованы в представленных технических заданиях, которые содержат наименование и оттиски печатей сторон, имеют ссылку на заключенный контракт. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ предпринимаются меры по обеспечению инвалида техническим средством, было выдано направление Котовой Э.И., проведен соответствующий конкурс по выбору организации, обеспечивающей техническими средствами (изделиями) инвалидов, заключен государственный контракт, контролируется его исполнение. Однако, со стороны поставщика имеются нарушения сроков доставки, в связи с возникшей просрочкой 14 июня 2011 года ГУ Красноярского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ была направлена в адрес ООО Производственно-строительная компания «Единство» претензия (л.д. 32) Между тем непредставление инвалиду технического средства реабилитации не позволяет последней пройти необходимую комплексную реабилитацию, направленную на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, передвижению. Исходя из требований закона и фактических обстоятельств дела, установленных в суде, суд не усматривает оснований для признания действий Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ по не обеспечению Котовой Э.И. средством технической реабилитации незаконным. Однако, считает необходимым на ООО Производственно-строительная компания «Единство» возложить обязанность обеспечить инвалида Котову года рождения, техническим средством реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Котовой удовлетворить частично. Обязать Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания «Единство» обеспечить инвалида Котову года рождения, техническим средством реабилитации в виде трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд. Федеральный судья Юшина И.П.