№2-2983(2011)



Дело № 2-2983(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В.

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов, понуждении разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов, понуждении разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Администрация Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края не соблюдает требования ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления» в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Основным видом деятельности ответчика является осуществление исполнительно-распорядительных функций сельского самоуправления.

В результате деятельности администрации Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края, являющейся юридическим лицом, образуются различные производственные и бытовые отходы, в том числе мусор от уборки помещений.

На момент проверки, проводимой в июне 2011 года установлено, что в нарушение указанных требований закона, юридическим лицом – администрацией Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края, в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и в каком количестве она имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов, не установлено какое влияние окажут названные отходы на окружающую природную среду и здоровье людей.

Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среды, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

В судебном заседании представитель процессуального истца- Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, подтвердив вышеизложенное. Пояснила, что в связи с длительностью изготовления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не возражает против увеличения срока, в течение которого ответчик должен выполнить указанный проект.

Глава администрации Причулымского сельского совета Дмитриев С.П., действующий на основании решения Причулымского сельского совета депутатов от 15.09.2010 года, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно письменному отзыву исковые требования признает, в настоящее время в Ачинское МОЛАТИ направлено заявление на заключение договора на оказание услуг по разработке необходимого проекта (л.д. 63).

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 22 Закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение…

Часть 1 ст. 22 Закона РФ «О санитарно- эпидемическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами РФ.

Как определено положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом РФ «Об отходах производства и потребления» определено понятие лимита на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (статья 1).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 18 этого же закона предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится, в том числе, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 24 этого же закона предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Как установлено по делу, администрация Причулымского сельсовета Ачинского района является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.10-12).

Согласно Уставу, администрация Причулымского сельсовета Ачинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л.д.14-56).

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района природоохранного законодательства. В результате проверки в июне 2011 года было установлено, что ответчиком нарушаются требования ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно юридическим лицом – Администрацией Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края не был разработан проект нормативов образования отходов на 2010 год, лимиты на размещение отходов получены не были и свою деятельность ответчик в 2010 году осуществлял в нарушение требований действующего природоохранного законодательства. Администрацией Причулымского сельсовета Ачинского района Красноярского края не разработан проект нормативов образования отходов и на 2011 год, лимиты на их размещение не получены, и следовательно не было определено какие конкретно отходы и в каком количестве ответчик имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов, не установлено какое влияние окажут названные отходы на окружающую природную среду и здоровье людей. Таким образом, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации права и охраняемые законом интересы граждан, а именно право иметь благоприятную окружающую среду (л.д.64-66).

На основании изложенного, судом признаются обоснованными доводы истца о том, что поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получение лимитов на размещение отходов- создает угрозу причинения вреда окружающей природной среды, а также здоровью людей.

Указанные выше обстоятельства подтверждены результатами проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой проверки; представленными в материалах дела письменными объяснениями Главы администрации Причулымского сельсовета (л.д. 9); сообщением Администрации Причулымского сельского совета, адресованным Ачинскому межрайонному прокурору (л.д. 7).

Кроме того, вышеизложенные, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

14.07.2011 года Главой администрации Причулымского сельсовета в Ачинский межрайонный отдел лаборатории анализа и технических измерений направлено заявление на заключение договора на оказание услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.59).

Согласно пояснений заместителя начальника Ачинского межрайонного отдела лаборатории анализа и технических измерений, срок изготовления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом его утверждения составляет не менее 5-6 месяцев (л.д.67).

Исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, признать бездействие ответчика незаконным, обязав разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Причулымского сельского совета Ачинского района Красноярского края, выразившееся в неисполнение обязанностей по организации разработки проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов для администрации Причулымского сельского совета Ачинского района Красноярского края.

Обязать администрацию Причулымского сельского совета Ачинского района Красноярского края разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов для администрации Причулымского сельского совета Ачинского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья: подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200