№2-2984(2011)



Дело № 2-2984(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов, понуждении разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов, понуждении разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Администрация Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края не соблюдает требования ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления» в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

Основным видом деятельности ответчика является осуществление исполнительно-распорядительных функций сельского самоуправления. В результате деятельности администрации Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края, являющейся юридическим лицом, образуются различные производственные и бытовые отходы, в том числе мусор от уборки помещений. На момент проверки, проводимой в июне 2011 года установлено, что в нарушение указанных требований закона, юридическим лицом – администрацией Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края, в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и в каком количестве она имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов, не установлено какое влияние окажут названные отходы на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среды, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц) (л.д.2-5).

В судебном заседании представитель процессуального истца- Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, подтвердив вышеизложенное. Пояснила, что в связи с длительностью изготовления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не возражает против увеличения срока, в течение которого ответчик должен выполнить указанный проект.

Глава администрации Горного сельского совета Мельниченко С.М., действующий на основании решения Горного сельского совета депутатов от 31.05.2010 года, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно письменному отзыву, финансовые средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение были запланированы в бюджете Горного сельсовета только в 3 квартале 2011 года. В настоящее время в Ачинское МОЛАТИ направлено заявление на заключение договора на оказание услуг по разработке необходимого проекта(л.д.22).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Статья 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 22 Закона РФ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение…

Часть 1 ст. 22 Закона РФ «О санитарно- эпидемическом благополучии населения» определяет, что отходы производства и потребления подлежат захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно- правовыми актами РФ.

Как определено положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом РФ «Об отходах производства и потребления» определено понятие лимита на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (статья 1).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 18 этого же закона предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится, в том числе, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 24 этого же закона предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Как установлено по делу, администрация Горного сельсовета Ачинского района является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.9-10).

Согласно Уставу, администрация Горного сельсовета Ачинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л.д.14).

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района природоохранного законодательства. В результате проверки в июне 2011 года было установлено, что ответчиком нарушаются требования ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно юридическим лицом – Администрацией Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края не был разработан проект нормативов образования отходов на 2010 год, лимиты на размещение отходов получены не были и свою деятельность ответчик в 2010 году осуществлял в нарушение требований действующего природоохранного законодательства. Администрацией Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края не разработан проект нормативов образования отходов и на 2011 год, лимиты на их размещение не получены, и следовательно не было определено какие конкретно отходы и в каком количестве ответчик имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов, не установлено какое влияние окажут названные отходы на окружающую природную среду и здоровье людей. Таким образом, нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации права и охраняемые законом интересы граждан, а именно право иметь благоприятную окружающую среду (л.д.25-27).

На основании изложенного, судом признаются обоснованными доводы истца о том, что поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получение лимитов на размещение отходов- создает угрозу причинения вреда окружающей природной среды, а также здоровью людей.

Указанные выше обстоятельства подтверждены результатами проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой проверки; представленными в материалах дела письменными объяснениями Главы администрации Горного сельсовета (л.д. 8); сообщением Администрации Горного сельского совета, адресованным Ачинскому межрайонному прокурору (л.д. 7).

Кроме того, вышеизложенные, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

13.07.2011 года Главой администрации Горного сельсовета в Ачинское МОЛАТИ направлено заявление на заключение договора на оказание услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.23).

Согласно пояснений заместителя начальника Ачинского межрайонного отдела лаборатории анализа и технических измерений, срок изготовления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом его утверждения составляет не менее 5-6 месяцев (л.д.28).

Исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, признать бездействие ответчика незаконным, обязав разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации Горного сельского совета Ачинского района Красноярского края, выразившееся в неисполнение обязанностей по организации разработки проекта нормативов образования отходов и получению лимитов на размещение отходов для администрации Горного сельского совета Ачинского района Красноярского края.

Обязать администрацию Горного сельского совета Ачинского района Красноярского края разработать и утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов для администрации Горного сельского совета Ачинского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья: подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200