2-2505(2011) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю., с участием представителя заявителя Березиной Т.Ю., действующей на основании доверенности 26.03.2009 г. сроком на 3 года (л.д.39), представителя ответчика - Главного врача КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» Авциновой Г.Е., при секретаре Костенко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений санитарных правил, устранении нарушения санитарных правил, суд УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений санитарных правил, устранении нарушения санитарных правил, мотивируя свои требования тем, что при проведении мероприятии по контролю в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» выявлены нарушения законодательства РФ. Выявленные нарушения образовали объективные стороны административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, возникновения и распространения инфекционных заболеваний заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Ереминым А.Н. выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16.12.2010 № 4674/з со сроком исполнения 16.05.2011. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3». 24.03.2011 Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» было переименовано в краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3». В соответствии с предписанием от 16.12.2010 № 4674/з ответчику предписывалось устранить выявленные нарушения санитарного законодательства. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Руководствуясь данным положением, 17.05.2011 в отношении ответчика было проведено внеплановое мероприятие по контролю (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 08.04.2011 № 1802), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 16.12.2010 № 4674/з. В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. В связи с этим просят признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении п. п. 1,2, 5, 6, 7, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 16.12.2010 № 4674/з, противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Березина Т.Ю. (полномочия проверены), поддержала исковые требования, суду пояснила, что в ходе проверки был составлен протокол об административном правонарушении. Было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Нарушения не были устранены в установленный срок. Понимает, что некоторые требования требуют больших финансовых вложений. Поэтому просит обязать ответчика устранить нарушения в 3 месячный срок, только по п.2, п.З и п. 7. По остальным требованиям согласна на установление срока 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда. Представитель ответчика - Главный врач КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» Авцинова Г.Е. по существу исковых требований частично возражала, подтвердила, что ряд требований, возможно устранить в 3-х месячный срок, какие-то требования в шестимесячный срок. Оборудование лаборатории фильтрами возможно только при наличии финансирования на приобретение новых фильтров. Провести обучение специалиста в этом году невозможно, так как планы уже составлены. Плана обучения на будущий год не разработано. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальньж и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона где указано, что граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. 24.12.2010 года судьей Ачинского городского федерального суда Красноярского края вынесено противотуберкулезный диспансер № 3» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и ч. 2 ст. 19.20 Ко АЛ РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Как указано в вышеназванных постановлениях, при проведении мероприятии по контролю в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» выявлены нарушения законодательства РФ. Выявленные нарушения образовали объективные стороны административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 и ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, возникновения и распространения инфекционных заболеваний заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю Ереминым А.Н. выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16.12.2010 № 4674/з со сроком исполнения 16.05.2011 года. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3». 24.03.2011 года. В соответствии с предписанием от 16.12.2010 года № 4674/з ответчику предписывалось устранить выявленные нарушения санитарного законодательства. В ходе проведения внепланового мероприятия по контролю, было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания, а именно: - пункта 1 в части переоформления санитарно-эпидемиологического заключения на условия осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в связи с переименованием муниципального учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» в краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» - не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещений и оборудования клинико-диагностической лаборатории для деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, с указанием наименования юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами; - пункта 2 в части оборудования передаточного окна для получения материалов на исследование в клинико-диагностической лаборатории - не оборудовано в клинико-диагностической лаборатории передаточное окно для получения материалов на исследование; - пункта 5 в части проведения косметического ремонта в помещениях клинико-диагностической лаборатории - не проведен косметический ремонт в помещениях клинико-диагностической лаборатории, в том числе не устранены дефекты поверхностей стен и потолков (в виде пятен от протечек, трещин, отслаивания краски и потолочной плитки), затрудняющие проведение качественной влажной уборки и нарушающие устойчивость к действию моющих и дезинфицирующих средств; - пункта 6 в части оснащения окна в помещении микроскопических и паразитологических исследований, расположенном на первом этаже здания, металлической решеткой, не нарушающей правил пожарной безопасности - не оснащено окно металлической решеткой, не нарушающей правил пожарной безопасности в помещении, используемом в настоящее время для микроскопических исследований («заразная» зона), расположенном на первом этаже здания; - пункта 7 в части оборудования микробиологических помещений клинико-диагностической лаборатории, где проводятся работы с возбудителями инфекционных заболеваний (для микроскопических и паразитологических исследований, для люминесцентной микроскопии), автономной системой приточно-вьпяжной вентиляции с механическим побуждением, и оснащения ее фильтром тонкой очистки на выходе - не представлены документы, подтверждающие проведение проектных и строительных работ по оборудованию в микробиологических помещениях клинико-диагностической лаборатории, используемых для работ с возбудителями инфекционных заболеваний, системы приточно-вьпяжной вентиляции с механическим побуждением, и оснащению ее фильтром тонкой очистки на выходе; - пункта 14 в части наличия у руководителя структурного подразделения (заведующего диспансерным отделением), ответственного за осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, соответствующей подготовки по специальности «бактериология», «паразитология», «микробиология» - не представлен документ, подтверждающий наличие у руководителя структурного подразделения (заведующего диспансерным отделением), ответственного за осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, соответствующей подготовки по специальности «бактериология», «паразитология», «микробиология» (л.д. 12-15). По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от 17.05.2011 № 1623, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дело передано на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 3 в г. Ачинске Красноярского края (л.д. 8-11). На момент рассмотрения настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Клинико-диагностические лаборатории относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье граждан при несоблюдении санитарного законодательства. В целях предупреждения распространения инфекционных заболевание при осуществлении таких видов деятельности помещения и оборудование, организация рабочих мест и технологического процесса должны создавать биологически безопасную рабочую среду и ограничивать общественный риск. Под биологической безопасностью понимается состояние защищенности людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды от опасностей, вызванных или вызываемых инфекционной болезнью. Обеспечение биологической безопасности достигается путем соблюдения правовых норм, выполнения санитарно - гигиенических и санитарно -эпидемиологических правил, технологических и организационно - технических требований, а также проведения соответствующего комплекса правовых, санитарно - гигиенических, санитарно - эпидемиологических, организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение, ослабление и ликвидацию заражения людей, сельскохозяйственных животных и растений инфекционными болезнями. В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» при эксплуатации производственных;, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Нарушения, допущенные ответчиком КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3», создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний среди неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и права на биологическую безопасность. В связи с этим, суд считает необходимым признать бездействие КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3», выразившееся в неисполнении п. п. 1, 2, 5, 6, 7, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 16.12.2010 № 4674/з, противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 4.14. СП 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-TV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами» -переоформить в связи с переименованием в краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» и представить санитарно-эпидемиологического заключение на условия осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Срок исполнения: три месяца с момента вступления в законную силу решения. Обязать Ответчика устранить нарушение п. 2.3.3. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами Ш-Г/ групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» -оборудовать в клинико-диагностической лаборатории передаточное окно для получения материалов на исследование. Срок исполнения: три месяца с момента вступления в законную силу решения. Обязать Ответчика устранить нарушение п. 2.3.11. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» и п.п. 4.2., 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - провести косметический ремонт в помещениях клинико-диагностической лаборатории. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать Ответчика устранить нарушение п. 2.3.13. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами Ш-Г/ групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» -оснастить окна в помещении микроскопических и паразитологических исследований, расположенном на первом этаже здания, металлической решеткой, не нарушающей правил пожарной безопасности. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать Ответчика устранить нарушение п. 6.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и п. 2.3.24. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п. 13 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами Ш-Г/ групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней») - оборудовать микробиологические помещения клинико-диагностической лаборатории, где проводятся работы с возбудителями инфекционных заболеваний (для микроскопических и паразитологических исследований, для люминесцентной микроскопии), автономной системой приточно-вьпяжной вентиляции с механическим побуждением, и оснастить ее фильтром тонкой очистки на выходе. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать Ответчика устранить нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 31 - обеспечить наличие у руководителя структурного подразделения (заведующего диспансерным отделением), ответственного за осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, соответствующей подготовки по специальности «бактериология», «паразитология», «микробиология» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить. Признать бездействие КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3», выразившееся в неисполнении п. п. 1, 2, 5, 6, 7, 14 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 16.12.2010 № 4674/з, незаконным. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 4.14. СП 1.2.1318-03 «Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных; заболеваний человека I-IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами» - переоформить в связи с переименованием в краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» и представить санитарно-эпидемиологического заключение на условия осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Срок исполнения: три месяца с момента вступления в законную силу решения. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 2.3.3. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» - оборудовать в клинико-диагностической лаборатории передаточное окно для получения материалов на исследование. Срок исполнения: три месяца с момента вступления в законную силу решения. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 2.3.11. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» и п.п. 4.2., 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - провести косметический ремонт в помещениях клинико-диагностической лаборатории. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 2.3.13. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» - оснастить окна в помещении микроскопических и паразитологических исследований, расположенном на первом этаже здания. металлической решеткой, не нарушающей правил пожарной безопасности. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение п. 6.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и п. 2.3.24. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» (в редакции п. 13 СП 1.3.2518-09 «Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней») -оборудовать микробиологические помещения клинико-диагностической лаборатории, где проводятся работы с возбудителями инфекционных заболеваний (для микроскопических и паразитологических исследований, для люминесцентной микроскопии), автономной системой при-точно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, и оснастить ее фильтром тонкой очистки на выходе. Срок исполнения: шесть месяцев с момента вступления в законную силу решения. Обязать КГУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер № 3» устранить нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 31 - обеспечить наличие у руководителя структурного подразделения (заведующего диспансерным отделением), ответственного за осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, соответствующей подготовки по специальности «бактериология», «паразитология», «микробиология» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Судья Г.Ю. Кушнарева
постановление по делу об административном правонарушении (л.д. 52-54), а также 27.12.2010 года
мировым судьей судебного участка № 3 в г. Ачинске вынесено постановление по делу об
административном правонарушении (л.д. 60-61), в соответствии с которыми Краевое
государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой