Дело № 2-2557(2011) Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года г.Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Хлюпиной В.В., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Пикаловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида третьей группы Молина А.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 и Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайоный прокурор обратился в суд с иском в интересах инвалида третьей группы Молина А.В. к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) и ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Минздравсоцразвития РФ о признании действий ответчика по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитациинезаконными, об обязывании обеспечить инвалида Молина А.В. техническими средствами реабилитации в виде трости опорной и стоподержателя. Исковые требования мотивированы тем, что Молин А.В. на основании справки МСЭ является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: трости опорной и стоподержателе. 09 февраля 2011 года Молин А.В. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Молин А.В. обратился в прокуратуру с заявлением о необходимости подачи в его интересах иска по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4). Помощник Ачинского межрайонного прокурора Хлюпина В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Молин А.В., будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился (л.д. 40-41). Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством на исполнительном органе ФСС лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение (изготовление) средств технической реабилитации в организацию, отобранную в установленном порядке и оплатить представленные поставщиком гражданину изделия согласно заключенного Государственного контракта. Молин А.В. обратился в Фонд 09 февраля 2011 года с заявлением на обеспечение тростью и стоподержателем, в от же день он был поставлен на учет и ему было выдано направление на получение (изготовление) требуемых изделий. Протезно-ортопедические изделия являются изделиями индивидуального изготовления, в связи с чем инвалиду необходимо непосредственно самому обращаться с выданными документами в протезно-ортопедическое предприятие с заказом изделий. По неизвестным причинам Молин А.В. не воспользовался выданными Фондом документами, в связи с чем нет оснований для признания действий фонда незаконными. Представитель ответчика ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрав, будучи о дате, времен и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем передачи телефонограммы, в суд не явился, ранее представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя предприятия (л.д. 31) и отзыв на исковое заявление, где указал, что согласно обязательствам по контракту, существующему между фондом и предприятием, у предприятия возникает обязательство по обеспечению инвалида средствами технической реабилитации при поступлении письменного направления со стороны Фонда, однако до настоящего времени направление по данному инвалиду не предоставлялось, какая-либо информация по данному лицу у них отсутствует, следовательно, обязательств по обеспечению Молина А.В. средствами технической реабилитации у Предприятия не возникло (л.д. 15). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора заявленные в интересах инвалида третьей группы Молина А.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Молин А.В. на основании справки МСЭ является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д. 11). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 24 мая 2010года Молин А.В. нуждается в технических средствах реабилитации, а именно трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения и стоподержателе (л.д. 9-10). Согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации Молин А.В. получил с 24 мая 2010 года право на обеспечение техническими средствами реабилитации, однако в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации он обратился только 09 февраля 2011 года (л.д. 6). Согласно уведомлению от 09 февраля 2011 года документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 7) и в тот же день его представителю Молиной Н.В. были выданы направления на изготовление стоподержателя и получение трости опорной, что подтверждается распиской Молиной Н.В. в получении указанных документов (л.д. 8) Между тем, как следует из отзыва на исковое заявление ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Молин А.В. до настоящего времени с выданными ему направлениями в указанное предприятие для изготовления стоподержателя и получения трости опорной не обращался. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации, на котором лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение или изготовление технических средств реабилитации для обращения в организацию согласно заключенного государственного контракта и оплатить представленные инвалиду этой организацией изделия. Учитывая, что протезно-ортопедические изделия изготавливаются по индивидуальным параметрам, для изготовления технического средства реабилитации требуется явка лица, на имя которого выдано направление в протезно-ортопедическое предприятие, но при этом Молин А.В. располагая необходимыми документами для изготовления и получения технических средств реабилитации в протезно-ортопедическое предприятие не обратился, то есть не реализовал свое право на получение и изготовление технических средств реабилитации, тогда как со стороны ответчика были выполнены все необходимые действия для обеспечения Молина А.В. техническими средствами реабилитации, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика отсутствует нарушение требований законодательства и в удовлетворении требований о признании действий Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида третьей группы Молина А.В. техническими средствами реабилитации следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида третьей группы Молина А.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 и Федеральному государственному унитарному предприятию «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья: Шиверская А.К.