Дело № 2-3143(2011) Именем Российской Федерации 26 августа 2011 года г.Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К., с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Селянской Т.В., представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Комаренко А.В., действующего на основании доверенности № 82от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Пикаловой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сулимовой О.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида 2 группы Сулимовой О.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации. Исковые требования мотивированы тем, что Сулимова О.А. является инвалидом и, согласно индивидуальной программе реабилитации, нуждается в технических средствах реабилитации: абсорбирующем белье (впитывающие простыни и пеленки). 20 января 2011 года от имени Сулимовой О.А. ответчику поступило заявление о предоставлении технических средств реабилитации. Однако до настоящего времени техническими средствами реабилитации за 2011 год инвалид не обеспечен. В связи с чем, истец просит признать бездействие ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконным, возложить на ГУ КРО Фонд социального страхования РФ обязанность обеспечить инвалида Сулимову О.А. техническим средством реабилитации, а именно: абсорбирующим бельем (пеленками) за 2011 год в количестве 180 штук.(л.д. 2-4). Определением от 21 июля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Белла Сибирь». В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Селянская Т.В. исковые требования поддержала частично по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила возложить на ответчика обязанность по обеспечению Сулимовой О.А. средствами технической реабилитации, а именно: абсорбирующим бельем за 2011 год в количестве 160 штук, поскольку обращение в Фонд социального страхования состоялось 20 января 2011 года и норма обеспечения за январь 2011 года составляет 10 штук. Истица Сулимова О.А., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, представитель КГБУЗ ККПНД № 1, где Сулимова О.А. находится на стационарном лечении, будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 21), в суд не явился. Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что в январе 2011 года в отношении Сулимовой О.А. было выдано направление в организацию, обеспечивающую требуемыми техническими средствами реабилитации. Таким образом, фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил. Представитель третьего лица ООО «Белла Сибирь» Баранова С.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которому в2010 -2011 году между ГУ КРО ФСС РФ и ООО «БЕЛЛА Сибирь» заключен ряд государственных контрактов на поставку памперсов и абсорбирующего белья инвалидам, проживающим на территории Красноярского края, однако ни в 2010, ни в 2011 году Сулимова О.А. в реестрах нуждающихся инвалидов, составленных к этим государственным контрактам, не значится. Кроме того, представитель третьего лица просила рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 15). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Сулимовой О.А. удовлетворить в следующем объеме, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Сулимова О.А. является инвалидом второй группы, что подтверждается индивидуальной программой реабилитации инвалида, а также не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 13 ноября 2010 года Сулимова О.А. нуждается в технических средствах реабилитации - абсорбирующем белье – простынях 90х170- объемом 30 штук в месяц (л.д. 7-8). 20 января 2011 года от имени Сулимовой О.А. в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации было подано заявление по обеспечению техническими средствами реабилитации(л.д. 6). 20 января 2011 года социальному работнику КГБУЗ КПНД № 1 Шромовой Н.Н. на имя Сулимовой О.А. было выдано направление в ООО «БЕЛЛА Сибирь» на получение технических средств реабилитации – абсорбирующего белья (пеленок) до 01 декабря 2011 года (л.д. 11). Согласно уведомлению от 20 января 2010 года документыбыли приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 9). Однако Сулимова О.А. вышеуказанными средствами технической реабилитации до настоящего времени не обеспечена. Учитывая, что обращение в ГУ КРО ФСС РФ имело место 20 января 2011 года, а также учитывая, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Сулимовой О.А., она должна быть обеспечена абсорбирующим бельем (простынями) 30 штук на месяц, за период с 20 января 2011 года по июня 2011 года включительно, истице должно было быть предоставлено абсорбирующее белье (простыни) в количестве 160 штук (10 штук за январь 2011 года и 150 за пять месяцев с февраля по июнь 2011 года). Непредставление Сулимовой О.А. технических средств реабилитации в полном объеме не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что именно поставщик осуществляет поставку изделий непосредственно инвалиду, не исключает обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, так как Фонд имеет право проверять ход и качество выполнения поставщиком обязательств по контракту, а также вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения законодательства РФ и условий, предусмотренных контрактом, в том числе и сроков поставки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида второй группы Сулимовой О.А. техническими средствами реабилитации абсорбирующим бельем следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством, Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Сулимовой О.А. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить Сулимовой О.А. техническими средствами реабилитации - абсорбирующим бельем (простынями) в количестве 160 (сто шестьдесят) штук, в остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья Шиверская А.К.