Дело № 2-3271\11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской, с участием истца Черданцева Е.В. и его представителя по ходатайству Шкодиной Е.Б., а также представителя ответчика Плехневич В.П., действующего на основании доверенности от 11.08.2011 г. ( л.д.94), при секретаре Богатовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черданцева Е.В. к Государственному учреждению « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» о восстановлении нарушенных прав, У С Т А Н О В И Л : Черданцев Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» (далее ГУ «ОФПС-5) об обязывании « восстановить за ним право нуждающимся в жилом помещении, наступившее 04 февраля 2005 г.» и признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, мотивируя свои требования тем, что с апреля 1988 года он является сотрудником ГУ «ОФПС-5», ранее занимая должность командира отделения ПЧ-15, а в настоящее время – помощника начальника караула ПЧ-15, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 26 лет. В марте 2002 г. ему и членам его семьи –супруге и дочери, было предоставлено ответчиком для проживания служебное жилое помещение по адресу: <адрес> Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» от 26 сентября 2008 г., он был признан нуждающимся в жилом помещении с 04 февраля 2005 г. Полагая, что в связи с этим, он имеет право на получение жилищного сертификата и включение его в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», однако, ответчик ему в этом отказывает, вынужден был обратиться в суд с настоящими требованиями( л.д.3) Черданцев Е.В. и его представитель Шкодина Е.Б. в судебном заседании на своих исковых требованиях настаивали по аналогичным основаниям. Представитель ответчика Государственного учреждения « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» Плехневич В.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что Черданцев Е.В. действительно состоял на очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако, впоследствии, в 2010 году, был снят с учета, поскольку жилищная комиссия обнаружила, что Черданцев Е.В. был поставлен на учет в нарушение Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае от 01.03.1990 г. № 63\3, поскольку на момент постановки Черданцева Е.В. на учет в 2001 году он был зарегистрирован в муниципальной квартире со своей матерью по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, и обеспеченность на одного человека составляла 13,3 кв.м. что соответствовало норме на тот период. 04.02.2002 г. Черданцев Е.В. был снят с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрирован в жилом помещении ГУ «ОФПС-5» по адресу: <адрес>. Выписываясь добровольно из муниципальной квартиры, Черданцев Е.В. тем самым, ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем не должен быт поставлен на учет нуждающихся в течение трех лет. По этим основаниям он впоследствии мог быть поставлен на учет нуждающихся лишь с 04.02.2005 года. Кроме того, в настоящее время Черданцев Е.В. с семьей проживает в жилом помещении, которое в силу закона, к служебным не отнесено, поскольку расположено фактически в служебном кабинете, переделанном в жилое и не вошло в перечень квартир служебных. Позиция ответчика изложена в письменном отзыве ( л.д.93) Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования Черданцева Е.В. удовлетворить частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), было установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно пункта 5 Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 19 указанных Правил, предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Как было установлено по делу, Черданцев Е.В. с апреля 1988 г. по настоящее время занимает аттестованную должность в Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации, его выслуга в календарном исчислении составляет более 26 лет и 31 мая 2012 года планирует увольнение по п. «Б» части первой ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижении предельного возраста, что подтверждается справкой ВрИО начальнику ГУ «ОФПС-5» от 20.06.2011 г. ( л.д.7) Полагая, что он имеет право на получение жилищного сертификата, Черданцев Е.В. 23 июня 2011 года обратился по месту своей службы с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», приложив к нему соответствующие документы ( л.д.4) Однако, письмом от 19.07.2011 года ему было отказано в этом, по тем основаниям, что он не является нуждающимся в жилых помещениях и в списках очередников на получение жилых помещений ГУ «ОФПС-5» он не состоит. ( л.д.18). Полагая данный отказ незаконным и не основанным на фактических обстоятельствах, Черданцев Е.В. был вынужден обратиться в суд. Так, в судебном заседании было установлено, что 26.10.2011 года командир отделения ПЧ-15 прапорщик вн.службы Черданцев Е.В. обратился в жилищно-бытовую комиссию по месту службы с рапортом о принятии его и членов его семьи: супруги Черданцевой Т.А. и дочери Черданцевой О.Е., 13.03.2001 года рождения, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, где указал, что на момент подачи рапорта проживает по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес> ( л.д.22) Согласно выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 за 2001 г., Черданцев Е.В. и члены его семьи, после рассмотрения всех представленных документов, были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях ( л.д.23) Впоследствии, на заседании жилищно-бытовой комиссии ГУ «ОГПС-5» 26.09.2008 года, было принято решение считать Черданцева Е.В. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, с 04.02.2005 года, поскольку пересмотр учетных дел, выявил факт незаконной постановки Черданцева Е.В. на учет в 2001 году, поскольку норма жилой площади в муниципальной квартире, в которой он состоял на регистрационном учете вместе с матерью, составляла более 7 кв.м. на человека, что не позволяло его считать нуждающимся на тот момент ( л.д.24) При этом, Черданцев Е.В. согласился с указанными условиями о том, что он и его семья будут считаться поставленными на учет нуждающихся с 04.02.2005 года, о чем представил рапорт ( л.д.25) Однако, на заседании жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» 10 ноября 2010 года, было принято решение об исключении Черданцева Е.В. из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивированное «неимением юридической силы» ранее принятых решений о постановке ( л.д.31) Вместе с тем, Черданцев Е.В., а также члены его семьи: супруга Черданцева Т.А., брак с которой зарегистрирован 22 апреля 1999 года ( л.д.28), а также дочь Черданцева Ольга Евгеньевна, 13.03.2011 года рождения ( л.д.29) жилых помещений не имеют, земельные участки под строительство жилого дома им не выделялись и сведений об их зарегистрированных правах на жилые помещения в государственных регистрационных органах отсутствует ( л.д.38-43). С 2002 года и по настоящее время семья Черданцевых зарегистрирована и фактически проживает, согласно выписке из домовой книги, подписанной ВрИО начальника ГУ «ОФПС-5» Никулина Е.В., в служебном помещении по адресу: <адрес> ( л.д.44), на условиях найма служебного помещения на период службы, о чем свидетельствует договор найма от 14.01.2004 года ( л.д.57) Доводы представителя ответчика, о том, что указанное жилое помещение так и не было включено в число служебных, поскольку Постановлением Администрации г.Ачинска от 23.01.1997 года в число служебных были включены лишь квартиры с 1 по 12 ( л.д.46), суд принять во внимание не может, в силу отсутствия их правового значения для рассматриваемого спора, поскольку в судебном заседании было также установлено, что дом, в котором в настоящее время проживает семья Черданцевых, в муниципальной собственности не значится и принадлежит ГУ «ОФПС», поскольку выстроен и введен в эксплуатацию в качестве «Пожарного депо» на 6 автомашин, со зданием пристройки в виде административно-хозяйственным корпусом и приспособленными в нем жилыми помещениями ( л.д.60-63). Фактически наличие квартиры №, в которой проживает Черданцев Е.В. в качестве жилого помещения по техническому паспорту не значится ( л.л.64-92), в связи с чем, право пользования помещением, в котором он проживает в настоящее время с семьей, Черданцев Е.В. вправе сохранять на период его службы, однако, реализовать свои права владения, распоряжения и т.п. указанным жилым помещением он не вправе, в связи с чем, наличие указанного помещения в настоящее время в пользовании у семьи Черданцевых, не свидетельствует об отсутствии у них нуждаемости в улучшении жилищных условий. Кроме того, суд принимает во внимание, что в данном помещении Черданцев Е.В. проживает с 2002 года, с этого времени ни он, ни члены его семьи, не имели и не имеют в настоящее время права пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной, либо в их личной собственности, следовательно, по Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 01.03.1990 N 63/3, действующим в указанный период времени, а также ст. 29 ЖК РСФСР, истец действительно нуждался в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно был поставлен и состоял на этом учете, который осуществлялся на тот период в соответствии с п. 10 Постановления исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 N 63/3 (ред. от 15.11.2005) "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае" и ст. 30 ЖК РСФСР, предусматривающей обязанность ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях по месту работы. Каких-либо доказательств того, что Черданцев Е.В. не является нуждающимся в улучшении своих жилищных условий, стороной ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. При этом, решение жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» от 10 ноября 2010 года, на котором было принято решение об исключении Черданцева Е.В. из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивированное «неимением юридической силы» ранее принятых решений о постановке, суд считает не основанном на законе и на фактических обстоятельствах. Также суд учитывает, что в связи с вступление в законную силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, указанный пункт 10 Правил учета граждан, утратил силу и списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были быть переданы администрациями организаций и учреждений в муниципальные органы, на которых ЖК РФ, была возложена обязанность по учету нуждающихся граждан. Во исполнение своих обязательств по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, начальнику ОГПС-5 Барикину В.Ф. и.о. главой города Ачинска 10.11.2006 года было направлено письмо с требованием о передаче всех учетных дел, а также списков очередности на жилую площадь и все учетные дела граждан, вставших на учет до 01 марта 2005 года, в администрацию города Ачинска ( л.д.100), что и было сделано 14.12.2006 года начальником ГУ «ОГПС-5» Барикиным В.Ф. ( л.д.99). Однако, как следует из пояснения представителя ответчика в судебном заседании, все учетные дела были возвращены из Администрации города в ГУ «ОГПС-5» для дооформления, а впоследствии, данную обязанность ГУ «ОГПС-5» так и не исполнило. Таким образом, судом было бесспорно установлено, что на момент возникновения обязанности работодателя по передаче учетных дел и списков очередников в муниципальные органы власти для постановки в единую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Черданцев Е.В. состоял по месту своей службы в такой очереди и фактически был лишен права быть поставленным в общегородскую очередь таких лиц, в результате бездействия в этой части со стороны ответчика. При таких обстоятельствах, а также требованиях закона, суд приходит к выводу о том, что Черданцев Е.В. действительно являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, правомерно состоял на учете в качестве такового по месту работы, до настоящего времени данное обстоятельство не отпало, выработал необходимый стаж службы в должностях, позволяющих участвовать в подпрограмме на получение жилищного сертификата, в связи с чем все последующие действия ответчика по его снятию с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказу во включение в списки лиц, участвующих в государственной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», следует признать не законными. При этом доводы представителя ответчика о том, что в 2001 году Черданцев Е.В. был поставлен на учет по месту службы незаконно, так как состоял на регистрационном учете в муниципальной квартире со своей матерью по адресу: <адрес>, военный городок, <адрес>, и обеспеченность на одного человека составляла 13,3 кв.м. что соответствовало норме на тот период, суд принять во внимание не может, в силу отсутствия правового значения данного обстоятельства для рассматриваемого спора, поскольку впоследствии ответчик признал необходимость и правомерность оставления Черданцева Е.В. в очереди нуждающихся с 04.02.2005 года, т.е. до даты вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ. Таким образом, исковые требования Черданцева Е.В. о признании за ним права на получение сертификата и восстановление, в связи с этим, его нарушенных прав, являются законными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, в удовлетворении его исковых требований об обязывании ГУ «ОФПС-5» « восстановить за ним право нуждающимся в жилом помещении, наступившее с 04 февраля 2005 года», суд считает необходимым отказать, поскольку данное требование заявлено не корректно и не основано на законе, так как в настоящее время восстановить данное право ответчик уже не вправе, в связи с тем, что осуществление обязанности по учету таких граждан находится в ведении муниципальных органов с 01.03.2005 года. Однако, при этом суд учитывает, что не исполнение своевременно и надлежащим образом должностными лицами своих обязанностей по передаче учетных дел и списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальные органы, не может быть поставлено в зависимость от соблюдения законных прав и интересов гражданина, гарантированных ему государством. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Черданцева Е.В. к Государственному учреждению « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю», удовлетворить частично. Признать за Черданцевым Е.В. право на предоставление ему за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, обязав Государственное учреждение « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» включить Черданцева Е.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В остальной части исковых требований- отказать Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Г.И. Лазовская