РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации № 2-3259\11 19 сентября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием: представителя истца Березиной Т.Ю., действующей по доверенности от 27.03.2009 года, представителя ответчика Авциновой ГЕ, действующей на основании Устава, при секретаре Загребельной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске к Краевому государственному казенному учреждению здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3», Министерству здравоохранения Красноярского края о выполнении санитарно-эпидемиологических требований, возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений, У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Ачинске обратился в суд с иском к КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3», Министерству здравоохранения Красноярского края о выполнении санитарно-эпидемиологических требований, возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений, мотивируя тем, что при проведении выездой плановой проверки в отношении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» выявлено нарушение законодательства РФ по ст.6.4 КоАП РФ. С целью устранения выявленных нарушений начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске 14.12.2010 года выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства-п.1.12 ч.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологического требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность со сроком исполнения 04.07.2011 года, по истечении которого проведена внеплановая выездная проверка и обнаружено невыполнение в установленный срок указанного предписания в части обеспечения необходимых условий для соблюдения санитарных правил, а именно п.п. 2.7.,2.14 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» - наличия специального предназначенного помещения для хранения дезинфицирующих средств, в котором можно создать условия для обеспечения безопасности персонала, пациентов и среды их обитания. Несоблюдение санитарного законодательства создает угрозу для здоровья персонала, пациентов и среды обитания. В целях исключения несанкционированного хранения дезенфицирующих средств, предупреждения загрязнения дезинфекционными средствами окружающей среды должно быть выделено оборудованное специально предназначенное помещение (склад). В связи с чем, просит обязать КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3»устранить нарушения п.1.12 ч. 2 СанПиН 2.1.3.3630 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», выделить специальное предназначенное помещение для хранения дезинфицирующих средств в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, осуществлять хранение дезинфекционных средств только в специально отведенном месте, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не выше предельно допустимых концентраций, раковиной для мытья рук с подводкой горячей, холодной воды, металлическими стеллажами и деревянными полками для хранения дезинфекционных средств; пол, стены и потолки такого места должны иметь отделку, предотвращающую сорбцию вредных или агрессивных веществ и допускающую влажную уборку и мытье (керамическая плитка, масляная краска). Обязать Министерство здравоохранения Красноярского края организовать и обеспечить финансирование в КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» для выполнения вышеуказанных мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения (л.д.2-5, 78). В судебном заседании представитель истца Березина Т.Ю. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, ранее в судебном заседании пояснила, что согласно Уставу КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» находится в ведении Министерства здравоохранения Красноярского края, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Учреждение является казенным, финансируется за счет бюджета Красноярского края и не имеет собственных источников дохода, в связи с чем, Министерства здравоохранения Красноярского края, как учредитель, обязано обеспечить финансирование для выполнения мероприятий по исполнению требований Санитарных Правил. Представитель ответчика КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» Авцинова ГЕ исковые требования признала, пояснив, что предписание не было выполнено ввиду отсутствия финансирования на эти цели, Учреждением разработан план мероприятий по устранению нарушений, которые будут проведены по мере выделения денежных средств из краевого бюджета, поскольку доходов от внебюджетных источников и предпринимательской деятельности у учреждения не имеется, просила предоставить срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев. Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания телефонограммой (л.д. 81) в суд не явился, в поступившем отзыве по исковым требованиям возражает, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, мотивируя тем, что казенное учреждение отвечает по своим обязательства находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется. Поэтому, действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность собственника имущества учреждения нести субсидиарную ответсвенность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов подведомственным учреждением. Обязанность учреждения по устранению нарушений возникла в связи с вынесением предписания уполномоченным органом и его неисполнением в дальнейшем, что не является основанием возникновения прав и обязанностей министерства, (л.д.41-43). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека Согласно нормативу СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") -организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность: 1.12. Хранение ДС допускается только в специально отведенных местах, отвечающих установленным требованиям, в оригинальной упаковке производителя отдельно от лекарственных препаратов, в местах, недоступных детям. 1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность). 1.3. Санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью. 1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Согласно санитарно-эпидимеологическим правилам СП 3.5.1378-03, утвержденным Постановлением Главного сантираного врача РФ от 09.06.2003 года №131: 2.5. Дезинфекционная деятельность осуществляется в условиях, безопасных для работников, при наличии бытовых условий. 2.6. Набор, площадь, оснащение и отделка производственных и бытовых помещений должны соответствовать требованиям санитарных правил. 2.7. Дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в условиях, регламентированных нормативными документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях (складах). 2.10. Размещение мест постоянного пребывания персонала в помещении для хранения средств дезинсекции не допускается. 2.11. В помещении для хранения средств дезинсекции не допускается хранить пищевые продукты, питьевую воду, принимать пищу, находиться посторонним лицам. 2.12. Помещение склада оборудуется вентиляцией (естественной или искусственной), эффективность которой обеспечивает содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не выше предельно допустимых концентраций (ПДК). 2.13. На складе устанавливаются металлические стеллажи для хранения мелкотарных дезинфекционных средств и деревянные полки для хранения стеклянных бутылей с дезинфекционными средствами. 2.14. Пол, стены и потолки склада должны иметь отделку, предотвращающую сорбцию вредных или агрессивных веществ и допускающую влажную уборку и мытье (керамическая плитка, масляная краска). Температура в помещении должна быть не ниже 18 град. С и не выше 20 град. С. Дезинфекционные средства защищают от воздействия прямых солнечных лучей. Согласно п 5.5. СанПиНа 2.1.3.2630-10, утвержденном Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2010 года №58 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Согласно ст. 6 ГК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Приказом министерства здравоохранения Красноярского края от 08.11.2010 N 539-орг (ред. от 23.12.2010 года утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы краевого государственного казенного учреждения, подведомственного министерству здравоохранения Красноярского края. В соответствии с данным порядком в смете устанавливаются объемы и направления расходования средств, предоставляемых краевому государственному казенному учреждению, подведомственному министерству здравоохранения Красноярского края (далее - учреждение), из краевого бюджета на основании лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на очередной финансовый год (далее - лимиты бюджетных обязательств). Смета учреждения утверждается министерством. Согласно ст. 6 БК РФ распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Согласно ст. 69.1. БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам. Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Из материалов дела следует, что согласно Распоряжению Правительства Красноярского края от 21.02.2011 года и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» является краевым государственным казенным учреждением здравоохранения (л.д.20,21). Согласно Уставу учредителем Краевого государственного казенного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» является Красноярский край, полномочия учредителя от имени Крансоярского края осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края, полномочия собственника от имени Красноярского края осуществляет Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Учреждение находится в ведении Министерства здравоохранения Красноярского края, осуществляющего бюджетные полномчия главного распорядителя бюджетных средств. Целью создания КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер№3» является оказание специализированной (фтизиатрической) медицинской помощи населению, проведение мероприятий по профилактике распространения туберкулеза и снижение заболеваемости туберкулезом. Согласно п. 4.2 Устава источниками формирования финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из краевого бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с целевыми краевыми программами; дары и пожертвования юридических и физических лиц, иные источники не запрещенные законодательством (л.д.66-71). Согласно распоряжению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 30.06.2011 года за №342 проведена проверка в отношении КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» с целью проверки выполнения предписания начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Ачинске от 14.12.2010 года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а именно нарушения ч.1 ст.24 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитрано-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.12 ч. 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части наличия специального помещения для хранения дезинфицирующих средств, отвечающего установленным требованиям в срок до 04.07.2011 года (л.д.11-13,14-15). 07.07.2011 года по результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении в связи с неисполением ответчиком предписания от 14.12.2010 года (л.д.8-9), и 11.07.2011 года материал об административном правонарушеиии был передан на рассмотрение мировому судье судебного участка №3 (л.д.6-7). Во исполнение предписания 29.12.2010 года администрацией КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» в Министерство здравоохранения Красноярского края было направлено письмо с просьбой выделить денежные средства на устранение нарушений санитарных правил (л.д.50,48). 31.12.2010 года Министерством здравоохранения Красноярского края направлены объемы финансовых средств на 2011 год за счет средств краевого бюджета, а также с целью уточнения объемов финансирования Учреждению предложено предоставить до 08.08.2011 года информацию о необходимых мероприятиях (л.д.56-61). КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» 11.03.2011 года был составлен план мероприятий, согласно которому запланирована перепланировка кабинета главной медицинской сестры в специальное помещение для хранения дезинфицирующих средств и локальный сметный расчет (л.д.51-55). Согласно объяснениям представителя истца до настоящего времени предписание ответчиком не исполнено, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства не устранены, что не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика. Не соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства по хранению дезинфицирующих средств, КГКУЗ «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» создает реальную угрозу персонала, пациентов. Поскольку Учреждением не выполнены требования предписания до настоящего времени, суд считает требования в этой части подлежащими удовлетворению. В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Министерству здравоохранения Красноярского края в части организации и обеспечения финансирования мероприятий по устранению нарушений, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований. С учетом обстоятельств дела, соблюдение предусмотренной законом процедуры выбора подрядной организации на конкурсной путем проведения торгов, объема работ, суд считает возможным назначить срок устранения нарушений 6 месяцев. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить частично. Обязать Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер №3» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить специальное помещение для хранения дезинфицирующих средств, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не выше предельно допустимых концентраций, раковиной для мытья рук с подводкой горячей, холодной воды, металлическими стеллажами и деревянными полками для хранения дезинфекционных средств; пол, потолок и стены которого должны иметь отделку, предотвращающую сорбцию вредных или агрессивных веществ и допускающую влажную уборку и мытье (керамическая плитка, масляная краска), в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Судья Т.Н. Настенко