Дело № 2-3526\2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 г. г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра, с участием представителя процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я; представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Карюкиной И.В., действующей на основании Устава, Распоряжения № 2560-р от 28.08.2099 г. (л.д. 57), Приказа от 31.08.2009 г (л.д. 58); представителя третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Красноярского края Филимоновой Л.Д., действующей на основании доверенности от 08.09.2011 г. (л.д. 72); при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ачинска Красноярского края, Ачинскому городскому совету депутатов Красноярского края, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ачинска Красноярского края, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее по тексту МБОУ «СОШ №11» ) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. Исковые требования мотивированы тем, что, Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории города Ачинска. В ходе проведения проверки МБОУ «СОШ № 11» установлено, что по периметру здания образовательного учреждения нарушена целостность и имеет место частичное отсутствие ограждения территории школы протяженностью 100 метров, что делает возможным свободный доступ людей на пришкольную территорию, облегчает проникновение на территорию школы нарушителей. Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 11», учредителем МБОУ «СОШ №11» является муниципальное образование город Ачинск. Полномочия и функции учредителя выполняет управление образования Администрации города Ачинска. Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Ачинска. Учредитель обеспечивает контроль сохранности и целевого использования имущества, переданного Учредителем. В ходе проверки установлено, что частичное отсутствие ограждения территории МБОУ «ООШ № 11» имеет место длительное время, в адрес начальника Управления образования направлялась информация о необходимости принять мероприятия по их устранению, а также вопросы, связанные с финансированием данных мероприятий. Однако, до настоящего времени конкретные меры образовательным учреждением, учредителем не приняты. Отсутствие антитеррористической защищенности школы, являющейся объектом массового пребывания людей, влечет нарушение прав обучающихся, находящихся в здании школы, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. В связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор просил: обязать Администрацию г. Ачинска Красноярского края, выделить денежные средства МБОУ «СОШ № 11» на техническую укрепленность и антитеррористическую оснащенность объекта; установку ограждения по всему периметру пришкольной территории. обязать МБОУ «СОШ № 11» установить ограждение по всему 13.09.2011 г. Ачинский межрайонный прокурор подал уточненное исковое заявление, согласно которого просил обязать Ачинский городской Совет депутатов выделить денежные средства МБОУ «СОШ № 11» на техническую укрепленность и антитеррористическую оснащенность объекта; установку ограждения по всему периметру пришкольной территории. обязать МБОУ «СОШ № 11» установить ограждение по всему В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 11» Карюкина И.В. в судебном заседании против исковых требований возражала. Пояснила, что МБОУ «СОШ № 11» является бюджетным учреждением. Учреждением осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с планом, утвержденным учредителем. Финансирование учреждения осуществляется за счет средств субсидий на реализацию уставных задач и субсидий на реализацию городских целевых программ. В муниципальном задании МУРОУ «СОШ № 11» на 2011 г. были предусмотрены учредителем средства на капитальный ремонт забора, ворот, калиток в размере 300000 руб. Работы по частичному ремонту забора были выполнены в июне 2011 г. Городская целевая программа «Школьные дворы» на 2011 – 2013 г.г. предусматривает поэтапный ремонт забора в течение 3-х лет. 1-й этап – 2011 г. 300000 руб., 2-й этап 2012 г. – 200000 руб., 3-й этап 300000 руб. На благоустройство пришкольной территории, в том числе и на освещение прилегающей пришкольной территории в программе «Школьные дворы» предусмотрены денежные средства в размере 1000000 руб. в 2013 г. Состояние забора пришкольной территории удовлетворительное, школьный забор препятствует проникновению транспорта к зданию школы, проезд служебного транспорта возможен только через ворота. На протяжении 40 м. ограждением служит железная горизонтальная труба, приваренная к вертикальным столбам, которая дополнительное защищена «зеленым» забором – насаждениями тополей. (л.д. 59-61). Представитель ответчика Администрация г. Ачинска Красноярского края Андрианова Н.В. о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещена, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Против иска возражала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 53, 54). Представитель ответчика Ачинский городской совет депутатов Красноярского края Моисеев СП.. о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Против иска возражал в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Где указал, что в соответствии со ст.ст. 31, 58 Устава города Ачинска в компетенцию представительного органа местного самоуправления - городского Совета депутатов - входит утверждение местного бюджета в установленном порядке, а также определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Непосредственные разработка и исполнение бюджета города, управление и распоряжение муниципальной собственностью является компетенцией исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Ачинска (ст. 49 Устава города Ачинска). Ачинский городской Совет депутатов самостоятельно не вправе «выделять денежные средства», как этого указано в исковом заявлении прокурора. Решением Ачинского юродского Совета депутатов от 30.01.09 № 46-360р «О бюджетом процессе в городе Ачинске» утверждено «Положение о бюджетном процессе в городе Ачинске». Согласно ст.ст. 30, 32 вышеуказанного Положения составление проекта бюджета города и ею исполнение отнесено к полномочиям Администрации города Ачинска, городской Совет депутатов рассматривает представленный Администрацией города проект бюджета, утверждает решение о бюджете и вносимые в него изменения. (л.д. 100-101). Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Красноярского края Филимонова Л.Д. против исковых требований возражала в полном объеме. Пояснила, что МБОУ СОШ № 11 являются муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируется из бюджета города Ачинска, своих собственных средств не имеет, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не оказывает, финансируется через казначейскую систему исполнения бюджета. Частичный ремонт ограждения территории МБОУ ООШ № 11 из бюджета города Ачинска проведен в 2011 году (130 м в июне месяце) на сумму 230 000 рублей. А остальной ремонт 170 м запланирован на 2012 (200 000 рублей) и 2013 {300 000 рублей) годы. Благоустройство территории (освещение) запланировано на 2013 год по ГЦП «Школьные дворы на 2011-2013г.г.» на 1 000 000 рублей. Реализовать требования прокурора об установке ограждения и освещения до 01.12.2011 года не представляется возможным, так как данные работы должны проводится в теплое время года, с проведением закупок в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пояснила также, что управление образования Администрации города Ачинска должно предоставлять в финансовое управление Администрации сведения о необходимых расходах, а финансовое управление Администрации определять расходы в проект бюджета, который затем представляется для утверждения в Ачинский городской Совет депутатов. (л.д. 73). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06. 03. 2006 № 35 - ФЗ, определены основные принципы противодействия терроризму к которым относятся: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В силу пункта 4 ст. 2 указанного закона, противодействие терроризму -деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 № 3266 - 1 образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Статьей 51 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно п. 4 ст. 31 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно требованию п. 2. 2. 3 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов 2. 4. 2. 1178 - 02 «Гигиенические требования к условиям обучения и образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного права РФ от 28. 11. 2002 № 44, 2. 2. 3. территория участка образовательного учреждения ограждается забором высотой 1, 5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. В силу п. 2. 1 руководящего документа МВД РФРД 78. 36. 003 - 2002 Согласно п. п. 5. 1. 5. п. 5 данного Руководящего документа, ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток. В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно Уставу МБОУ «СОШ № 11» является юридическим лицом. Учредителем МБОУ «СОШ №11» является муниципальное образование город Ачинск. Полномочия и функции учредителя выполняет Управление образования Администрации города Ачинска. Имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Ачинска. Учредитель обеспечивает контроль сохранности и целевого использования имущества, переданного Учредителем, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, лицензией на право ведения образовательной деятельности, уставом, (л.д. 7-8, 9-10, 11-44). 25.02.2011 г. МУВД «Ачинское» во исполнение Указания ГУВД по Красноярскому краю № 10 от 26.01.2011 г. и Приказа МУВД «Ачинское» № 56 от 26.01.2011 г. Главе г. Ачинска направило информацию о результатах проверки учебных заведений г. Ачинска по недопущению диверсионно-террористических акций. Главе города Ачинска предложено, с целью повышения защищенности образовательных учреждений и повышения их антитеррористической устойчивости, рассмотреть выявленные недостатки, разработать мероприятия по их устранению, решить вопросы с финансированием данных мероприятий. (л.д. 6). 09.08.2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В ходе проверки установлено, что по периметру здания образовательного учреждения нарушена целостность и имеет место частичное отсутствие ограждения территории школы протяженностью 100 метров, что делает возможным свободный доступ людей на пришкольную территорию, отсутствуют фонарные столбы с торца здания школы. О чем был составлен акт от 09.08.2011 г. (л.д. 5). Из данных фототаблиц ограждения МБОУ «СОШ №11» следует, что школьный забор препятствует проникновению транспорта к зданию школы. На протяжении 40 м. ограждением служит железная горизонтальная труба, приваренная к вертикальным столбам, которая дополнительное защищена «зеленым» забором – насаждениями тополей (л.д. 78-86). Администрацией г. Ачинска Постановлением № 121-п от 18.04.2011 г. утверждена долгосрочная городская целевая программа "Школьные дворы" на 2011-2013 годы с целью создания безопасных условий для проведения образовательного процесса, приведения территорий школ в соответствии с современными требованиями, капитального ремонта ограждений территорий, ворот, калиток. Согласно которой, для МБОУ «СОШ №11» запланировано выделение бюджетных денежных средств в 2001 г. – 300000,00 руб. в 2012 г. – 300000 руб., в 2013 г. – 1300000,00 руб. (л.д. 62-66-67). В соответствии с Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 16 декабря 2010 г. N 12-93Р "Об утверждении бюджета города на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов", получателем бюджетных средств, предназначенных для обеспечения образовательных учреждений, в том числе и по Долгосрочной городской целевой программе "Школьные дворы" на 2011-2013 годы, является Управление Образованием Администрации г. Ачинска (л.д. 62-67). Согласно ст.ст. 31, 58 Устава города Ачинска в компетенцию представительного органа местного самоуправления - городского Совета депутатов - входит утверждение местного бюджета в установленном порядке, а также определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Непосредственные разработка и исполнение бюджета города, управление и распоряжение муниципальной собственностью является компетенцией исполнительного органа местного самоуправления - Администрации города Ачинска (ст. 49 Устава города Ачинска) (л.д. 104-109). Согласно ст.ст. 30, 32, 33, 49 Положения «О бюджетном процессе в городе Ачинске» составление проекта бюджета города и его исполнение, отнесено к полномочиям Администрации города Ачинска, городской Совет депутатов рассматривает представленный Администрацией города проект бюджета, утверждает решение о бюджете и вносимые в него изменения л.д. 112-113). Финансовое управление, которое согласно Устава г. Ачинска, является юридически лицом, организует исполнение бюджета города, подтверждает денежные обязательства бюджета города, совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществляет платежи с единого счета бюджета города. (л.д. 113, 114). Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Управление образования Администрации города Ачинска должно предоставлять в финансовое управление Администрации сведения о необходимых расходах, а финансовое управление Администрации определять расходы в проект бюджета, который затем представляется для утверждения в Ачинский городской Совет депутатов. Решением Ачинского юродского Совета депутатов от 16.12.2010 № 12-93р утверждён представленный Администрацией бюджет города на 2011 год и плановый период 2012-2013 годок. В бюджете города Ачинска предусмотрены бюджетные средства, предназначенные для обеспечения деятельности образовательных учреждений, в том числе, и на реализацию долгосрочной городской целевой программе «Школьные дворы». Получателем и главным распорядителем указанных бюджетных средств является Управление образования Администрации города Ачинска. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленных истцом требованиям. Требования к Финансовому управлению Администрации г. Ачинска Красноярского края, Управлению образования Администрации города Ачинска Красноярского края Ачинским межрайонным прокурором не заявлялись. Руководствуясь ч. 3 чт. 196 ГПК РФ, принимая во внимание объем заявленных истцом требований, исковые требования о возложении обязанности на МБОУ «СОШ № 11» установить ограждение по всему Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ачинска Красноярского края, Ачинскому городскому совету депутатов Красноярского края, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, удовлетворит частично. Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» установить ограждение по всему Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья Л.В. Сисюра
периметру пришкольной территории в срок до 01. 07. 2012 года. (л.д. 2-4).
периметру пришкольной территории в срок до 01. 07. 2012 года. (л.д. 92-94).
«Инженерно - техническая укрепленность. Технические средства охраны.
Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных
посягательств» (утв. МВД РФ 06. 11. 2002), инженерно - техническая
укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на
усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых
территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлом и другим преступным посягательствам.
периметру пришкольной территории суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
периметру пришкольной территории в срок до 30 ноября 2013 г., в остальной части иска отказать.