2-3527/2011



Дело № 2-3527/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего Федерального судьи Л.В. Сисюра,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

при секретаре Саюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Заря», о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к ООО «Заря» с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение магазина «Ледяной городок», расположенного по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, 38, пом. 96, понуждении ООО «Заря» обустроить вход в помещение магазина пандусами в течение шести месяцев.

Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности ООО «Заря». В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства у входа в помещение магазина «Ледяной городок», расположенного по адресу: г. Ачинск, ЮВР, ул. Кирова, 38, пом. 96, принадлежащего ООО «Заря», отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. В связи с тем, что бездействие ООО «Заря», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение магазина нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 2-4).

Представитель истца - помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Заря», извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 53), в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований не представил.

В связи с неявкой ответчика, дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ч.2)

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.( пункт2)

На основании п.. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Согласно материалам дела, 11 августа 2011 года Ачинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур. По результатам проверки составлен акт, согласно которого на момент проверки на территории помещения магазина «Ледяной городок», принадлежащего ООО «Заря» на основании договора купли-продажи муниципального имущества, по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, 38, пом. 96, установлено, что вход в магазин не оборудован пандусом, что является нарушением прав инвалидов - для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры (л.д.5).

ООО «Заря» зарегистрировано в качестве юридического лица с 25 мая 1999 года (л.д. 37).

Согласно Уставу ООО «Заря» осуществляет деятельность по розничной торговле в неспециализированных магазинах продуктами питания (л.д. 9-35).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ООО «Заря» осуществляет свою деятельность в нежилом помещении магазина «Ледяной городок», расположенном по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, д.38, пом. 96.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, как установлено в ходе рассмотрения дела, собственником нежилого здания магазина «Ледяной городок» по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, д. 38, пом. 96 является ООО «Заря» на основании договора купли-продажи муниципального имущества от 27.07.2011 года № 05/11-паи, переданного на государственную регистрацию в Ачинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 41).

Устав ООО «Заря», утвержденный 18.12.2009 г. решением единственного учредителя Бодачевской Ф.М., предусматривает, целью создания указанного общества получение прибыли от розничной торговли в неспециализированных магазинах продуктами питания (л.д.42-57).

В ходе проверки установлено, что беспрепятственный доступ инвалидов в помещение, в котором расположен магазин «Ледяной городок», пандусами не оборудован.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), в связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на лиц, эксплуатирующих здания под учреждения социальной инфраструктуры, в том числе и здание по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, дом 38, пом. 96, в котором размещен магазин, являющийся объектом социальной инфраструктуры.

Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.

Отсутствие указанных приспособлений для входа в помещение магазина «Ледяной городок» по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, д. 38, пом. 96 препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При решении вопроса о возложении обязанности по оборудованию входа в помещение магазина «Ледяной городок», расположенной в здании по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, 38, пом. 96, суд исходит из норм Гражданского законодательства, устанавливающего, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», устанавливающей, что собственники объектов социальной инфраструктуры должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Принимая во внимание, что ООО «Заря» является собственником магазина «Ледяной городок» по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, 38, пом. 96, суд считает необходимым обязать ООО «Заря» принять меры для оборудования входа в помещение магазина «Ледяной городок» по адресу: г.Ачинск, ул. Кирова, д.38, пом. 96 для маломобильных групп населения.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым исковые требования в отношении ООО «Заря» удовлетворить, признать бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение магазина «Ледяной городок», расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, д.38, пом. 96, незаконным, обязать ООО «Заря» обустроить вход в помещение магазина пандусами в течение шести месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Заря» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Заря», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение магазина «Ледяной городок», расположенного по адресу: город Ачинск, улица Кирова, дом 38, помещение 96, незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Заря» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обустройству входа в помещение магазина «Ледяной городок», расположенного по адресу: город Ачинск, улица Кирова, дом 38, помещение 96, пандусами.

Ответчик вправе подать заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

Решение также может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Л.В. Сисюра

-32300: transport error - HTTP status code was not 200