Дело № 2-3068\2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2011 года г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра, с участием представителя процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я; представителя ответчика Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края Барановского А.В., действующего на основании Устава, Решения депутатов Ключинского сельского совета № 83 от 19.03.2010 г. (л.д. 28), представителя ответчика Администрации Ачинского района Красноярского края Антоненко И.В., действующей на основании доверенности от 28.01.2011 г. сроком действия до 31.12.2001 г. (л.д. 52); при секретаре Саюк Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки путем сбора и вывоза бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в Ачинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ключинского сельсовета Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки путем сбора и вывоза бытовых отходов. Исковые требования мотивированы тем, что, в ходе проведённой Ачинской межрайонной прокуратурой выездной проверки установлены нарушения природоохранительного законодательства в деятельности администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что земельный участок в районе железнодорожного переезда с. Заворки по обе стороны от переезда, загрязнён твёрдыми бытовыми отходами. Названный загрязнённый участок имеет размер 2хЗми15хЗм. Участок расположен в границах села Заворки Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке в 1300 м от с. Заворки в сторону д. М-Улуй в 2 м от дороги, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязнённый участок имеет размер 50 х 50 метров. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке за огородами жилых домов ул. Линейной д. Каменка Ачинского района, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязненный участок имеет размер метров, 5 х 30 м. Участок расположен в границах д. Каменка Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке в жилой зоне д. М-Улуй за огородами жилых домов ул. Центральной в направлении дороги г. Ачинск - г. Назарово, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязнённый участок имеет размер 10 х 20метров. Участок расположен в границах д. Малый Улуй Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке за огородами жилых домов ул. Шевченко п. Ключи Ачинского района в сторону свинарника и в направлении г. Ачинска за ул. Лесной п. Ключи Ачинского района, установлены несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов. Названные загрязнённые участки имеют размер 20 х 100 метров, 100 м. х 100 м. Участок расположен в границах п. Ключи Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета. В ходе проверки глава администрации Ключинского сельсовета Барановский А.В. пояснил, что свалки на данных земельных участках существует на протяжении нескольких лет раз в год свалки убирают. Данные свалки расположены на территории Ключинского сельсовета. В связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор просит обязать администрацию Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, ликвидировать указанные несанкционированные свалки путём сбора и вывоза несанкционированно размещённых бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов до 01 октября 2011 года (л.д. 2-5).. По ходатайству представителя ответчика Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края Барановского А.В. соответчиком по делу привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края определением от 30.08.2011 г. (л.д. 40). При этом, Ачинский межрайонный прокурор каких либо исковых требований к соответчику Администрация Ачинского района Красноярского края не предъявил. В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края в полном объеме (л.д. 55 оборот.). Представитель ответчика Глава Администрации Ключинского сельского совета Барановский А.В., в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражал частично. Пояснил, что требовании Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Ключинского сельсовета ликвидировать несанкционированные свалки путем сбора и вывоза бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов необходимо разделить солидарно с Администрацией Ачинского района. Обязать Администрацию Ачинского района утилизировать несанкционированно размещенные бытовые отходы, а Администрацию Ключинского сельсовета заключить договор сбора и вывоза мусора. Так как устанавливаются разные цены на сбор и вывоз мусора и его утилизацию. Свалки появились из-за того, что население сбрасывает мусор в неустановленные места, свалки эти накапливались не один день. Работа с населением по заключению договоров по сбору, вывозу и утилизации мусора проводится. Но Администрация сельсовета не имеет право заставлять и принуждать граждан подписывать эти договоры. Также проблема состоит в том, что услуги в Ачинском районе по вывозу мусора оказывает только ИП Писанец и МУП «Ачинский транспорт», который не имеет лицензии по работе с районом. Проблема в том, что сельсовет не может заключить договор отдельно на сбор и вывоз мусора, так как этот собранный мусор нужно утилизировать, и деньги с администрации будут брать как за сбор, вывоз и утилизацию. От ИП Писанец В.А. ходит представитель и агитирует людей на заключение договоров. Административная комиссия в Ключинском сельсовете есть, но в 2010 году она не работала, так как не было секретаря, а в 2011 году материалов по несанкционрированным свалкам не поступало, в основном рассматривались материалы за неправильное содержание животных. ( л.д. 55 оборот). Представитель ответчика Администрации Ачинского района Антоненко И.В. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям прокурора не возражала. Пояснила, что вследствие ненадлежащей работы Администрации Ключинского сельсовета с жителями населенных пунктов образовались несанкционированные свалки. В бюджете Администрации Ачинского района не предусмотрены расходы на утилизацию мусора. Полномочия администрации ограничиваются организацией утилизации. В подтверждение проведения данной работы суду представлены акт о выборе и обследовании земельного участка для размещения завода по утилизации отходов. Существует организация ООО «Экопрогрессэнерджи Ачинск», которая имеет своей целью охватить территорию по переработке твердых отходов и для того, чтобы заключить договор с этой организацией. Поставлен вопрос о выделе земельного участка для размещения завода по утилизации отходов. Идут работы по согласованию межевания, то есть Администрация Ачинского района ведет работы в этом направлении. Обязанность собирать, вывозить и утилизировать мусор, заключать контракты на выполнение этих работ лежит на Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 56). Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Как установлено в ходе судебного разбирательства, Администрация Ключинского сельсовета Ачинского района является юридическим лицом. Согласно Уставу, Администрация Ключинского сельсовета Ачинского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (л.д. 29). Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрациями сельских поселений Ачинского района природоохранного законодательства. Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что земельный участок в районе железнодорожного переезда с. Заворки по обе стороны от переезда, загрязнён твёрдыми бытовыми отходами. Названный загрязнённый участок имеет размер 2хЗми15хЗм. Участок расположен в границах села Заворки Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета (л.д. 6). Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке в 1300 м от с. Заворки в сторону д. М-Улуй в 2 м от дороги, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязнённый участок имеет размер 50 х 50 метров. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета (л.д. 7-9). Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке за огородами жилых домов ул. Линейной д. Каменка Ачинского района, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязненный участок имеет размер метров, 5 х 30 м. Участок расположен в границах д. Каменка Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета (10-11). Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке в жилой зоне д. М-Улуй за огородами жилых домов ул. Центральной в направлении дороги г. Ачинск - г. Назарово, установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов. Названный загрязнённый участок имеет размер 10 х 20метров. Участок расположен в границах д. Малый Улуй Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета (л.д. 16-20). Согласно акта осмотра земельного участка, расположенного на территории Ключинского сельсовета Ачинского района, проведённого старшим помощником Ачинского межрайонного прокурора, установлено, что на земельном участке за огородами жилых домов ул. Шевченко п. Ключи Ачинского района в сторону свинарника и в направлении г. Ачинска за ул. Лесной п. Ключи Ачинского района, установлены несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов. Названные загрязнённые участки имеют размер 20 х 100 метров, 100 м. х 100 м. Участок расположен в границах п. Ключи Ачинского района. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в пределах границ Ключинского сельского совета (л.д. 12-15). Согласно сообщения МУП «Ачинский транспорт», договоры по сбору и вывозу мусора заключены с Администрацией Ключинского сельсовета, МКОУ Ключинская СОШ, МКДОУ Ключинский детский сад «Звездочка», МКОУ Каменская СОШ (л.д. 31). Как следует из письма ИП Писанец В.А. договоры с коммерческими организациями, зарегистрированных на территории Ключинского сельсовета не заключены (л.д. 32-33). В связи с тем, что коммерческими организациями, зарегистрированными на территории Ключинского сельсовета, не заключены договоры на вывоз бытового мусора, глава Ключинского сельсовета 27.06.2011 г. обратился к Ачинскому межрайонному прокурору о проведении проверки у казанных юридических лиц в части обращения с твердыми бытовыми и производственными отходами. (л.д. 34). Глава Ключинского сельсовета Барановский А.В. обращался к главе Ачинского района Осиповой Т.И. с просьбой указать место, предназначенное для концентрации мусора подлежащего вывозу с несанкционированных свалок (л.д. 36). На которое, выдано предложение о заключении договора с организацией, имеющей лицензию на сбор, вывоз ТБО и договор на сдачу ТБО на полигон. (л.д. 35). Администрацией Ачинского района в 2011 г. начаты работы по исполнению полномочий по утилизации бытовых и производственных отходов. Поставлен вопрос о выделе земельного участка для размещения завода по утилизации отходов. Что подтверждается актом о выборе и обследовании земельного участка для размещения завода по утилизации отходов (л.д. 53). Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Администрацией Ачинского района Красноярского края и Администрацией Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполняются. В населенных пунктах Ключинского района Ачинского района не предприняты все необходимые меры для исключения случаев образования несанкционированных свалок. Не на должном уровне организован процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Администрацией Ключинского сельсовета не ведется на должном уровне разъяснительная работа с населением района, работа по привлечению к административной ответственности лиц, сбрасывающих бытовые отходы в неустановленных местах. В нарушении п. 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16) администрацией Ачинского раойна Красноярского края не проводится работы по организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В связи с чем, неисполнение Администрациями Ачинского района и Ключинского сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Ключинского района Красноярского края, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленных истцом требованиям. Требования к Администрации Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности по организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Ачинским межрайонным прокурором не заявлялись. Руководствуясь ч. 3 чт. 196 ГПК РФ, принимая во внимание объем заявленных истцом требований, исковые требования о возложении обязанности на администрацию Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, ликвидировать несанкционированные свалки путём сбора и вывоза несанкционированно размещённых бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки путем сбора и вывоза бытовых отходов, удовлетворить. Обязать Администрацию Ключинского сельского совета Ачинского района Красноярского края устранить нарушения природоохранного законодательства, обязать ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках в пределах границ Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края: на земельном участке в районе железнодорожного переезда с. Заворки по обе стороны от переезда; на земельном участке в 1300 м от с. Заворки в сторону д. М-Улуй в 2 м от дороги; на земельном участке за огородами жилых домов ул. Линейной д. Каменка; на земельном участке в жилой зоне д. М-Улуй за огородами жилых домов ул. Центральной в направлении дороги г. Ачинск - г. Назарово; на земельном участке за огородами жилых домов ул. Шевченко п. Ключи Ачинского района в сторону свинарника и в направлении г. Ачинска за ул. Лесной п. Ключи, путём сбора и вывоза несанкционированно размещённых бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Судья Л.В. Сисюра