2-2370/2011



Дело № 2-2370 \2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.,

с участием представителя истца Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГП КК «Ачинское ПАТП» Балаевой Т.А., действующей на основании удостоверения (л.д. 33), протокола от 10.02.2011 г. (л.д. 32);

представителя ответчика Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» Кипина Ю.А., действующего по доверенности от 28 февраля 2011 года сроком до 31 декабря 2011 года (л.д. 34).;

представителя третьего лица ККС СОЦПРОФ Машинца А.И., действующего на основании удостоверения (л.д. 35, 36);

при секретаре Карельской Л.Н.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Государственого предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий руководителя незаконными, возложении обязанности совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» обратилась в суд с исковым заявлением в интересах работников к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее ГП КК «Ачинское ПАТП») о признании действий руководителя предприятия незаконными, возложении обязанности производить оплату труда в соответствии с Соглашением № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».

Исковые требования мотивированы тем, что 10.11.2010 г. было подписано Соглашение № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений». В соответствии с данным Соглашением, тарифная ставка работника 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года устанавливается в размере 4330 рублей. Соглашение зарегистрировано Рострудом 08.12.2010г. (рег.номер №157/11-13), т.е. является нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права. Пунктом 4.1. действующего Коллективного договора ГП КК «Ачинское ПАТП предусмотрено, что работодатель производит оплату труда работников руководствуясь Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы. Мотивируя отсутствием финансовой возможности повышения тарифных ставок и окладов, Работодатель (в лице директора Е.М. Халалеева), обратился в профсоюзный комитет ГП КК «Ачинское ПАТП» (входящего в ФНПР) с ходатайством поддержать его инициативу об отказе в присоединении к «Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы». Расширенное заседание профкома и администрации, состоявшееся 24.01.2011 года, большинством голосов (6 против 2-х) рекомендовало администрации не нарушать закон, присоединиться к ФОС, и исполнить в полном объеме государственные гарантии по оплате труда работников, установленные нормативным трудовым актом (Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту). Не смотря на решение профкома, ответчиком не исполняется Соглашение «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений» и п.4.1. Коллективного договора. Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГП КК «Ачинское ПАТП» считает, что администрация ГП КК «Ачинское ПАТП», в лице директора Е.М. Халалеева, умышленно лишает работников гарантий, данных им Федеральным отраслевым соглашением, по автомобильному и городскому наземному транспорту, сваливая свои. В связи с чем, профсоюзная организация обратилась в суд с вышеуказанным иском. (л.д. 2-3).

Представитель истца Балаева Т.А., представитель третьего лица Машинец А.И. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчик представитель Государственного предприятия Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие», действующий по доверенности от 28 февраля 2011 года сроком до 31 декабря 2011 года (л.д. 103), Кипин Ю.А. возражал в полном объеме, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв (л.д. 17-19).

Представители третьих лиц Министерства транспорта Красноярского края, Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседании е не явились, в отзыве на исковое заявление, против удовлетворения исковых требований возражали (л.д. 57-60).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с принципами социального партнерства взаимодействие представителей работников и работодателей с целью выработки наиболее приемлемых для сторон моделей регулирования трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется на всех уровнях - от локального до федерального.

В рамках организации эти отношения находят свое правовое оформление в виде коллективных договоров, за их пределами - в виде соглашений различного уровня.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ст. 45 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ст. 48 ТК РФ).

Согласно ст. ст. 3 ФЗ от 27.11.2002 N 156-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об объединениях работодателей" объединение работодателей - форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).

Согласно ст. 4 указанного закона, объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности.

В обоснование своих исковых требования представитель истца ссылается на то, что с января 2011 года ГП КК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» в нарушение действующего законодательства не применяет при начислении заработной платы работников предприятия действие и нормы Соглашения № 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений». Вышеуказанным соглашением тарифная ставка работника первого разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01 января 2011 года установлена в размере 4330 рублей.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что предприятие производит оплату труда по тарифной ставки работника первого разряда в размере 3360 рублей.

Проверяя законность и правомерность действий ответчика при оплате труда работников предприятия, суд приходит к следующим выводам.

10 ноября 2010 года между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта дорожного хозяйства заключено Соглашение №1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений ( далее Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года ), п. 2.2. которого установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года в размере 4330 руб. в месяц (л.д. 10-13).

В соответствии со ст. 49 ТК РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Пунктом 1.4 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы предусмотрено, что изменение и дополнение Соглашения осуществляется по взаимному согласию заключивших его сторон, оформляется приложением к Соглашению и является его неотъемлемой частью, доводится до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.

Согласно приложению № 1 к данному Соглашению, от профсоюзной стороны членом отраслевой комиссии по разработке и заключению данного Соглашения, являлся председатель Красноярской областной организации профсоюза Медведев ВГ, стороны работодателей членами комиссии являлись представители из Ярославской области, Московской области, г. Ростов-на-Дону Ростовской области, Тульской области, г. Москва (л.д. 13).

По информации Российского автотранспортного союза (далее РАС) от 24.11.2008 года № 636 ГП КК «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» не являлось и не является членом РАС, а также не уполномочивало РАС на представительство в Соглашении ( л.д. 37-38, 68).

Таким образом, судом установлено, что ГП КК «Ачинское ПАТП» членом объединения работодателей, заключившего Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года, не являлось, ГП КК «Ачинское ПАТП» полномочий от своего имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение объединению работодателей, заключивших Соглашение № 1 не выдавало.

Учитывая, что в Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы были внесены изменения Соглашением № 1 от 10 ноября 2010 года, в соответствии с которым действие данного соглашения продлено на три года и вводится в действие с 1 января 2011 года, то в отношении Соглашения № 1 действует механизм присоединения, предусмотренный ст. 48 ТК РФ.

В Российской газете от 13.05.2001 года Министром Минздравсоцразвития России Т. Голиковой, опубликовано предложение работодателям отрасли, не участвовавшим в заключение соглашения, присоединиться к нему, и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения не будет представлен в установленный ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный отказ присоединится к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей (л.д. 49).

Исходя из вышеизложенного следует, что после официального опубликования указанного предложения в Российской газете, ГП КК «Ачинское ПАТП» имело право отказаться от участия в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, продленному в действие на 2011-2013 годы, в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 48 ТК РФ.

Из материалов дела видно, что, реализуя свое право отказаться от предложения присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению в редакции Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года, зная о наличии данного Соглашения еще до официального опубликования, ответчиком в Минздравсоцразвития России был направлен мотивированный отказ от 26.01.2011 года от присоединения к Соглашению № 1 с приложением протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации от 24.01.2011 г., проведенных после даты, когда в ГП КК «Ачинское ПАТП» стало известно о подписании Соглашения № 1 (л.д. 5-7, 41-42).

После официальной публикации ГП КК «Ачинское ПАТП» вновь был направлен мотивированный отказ от 20.05.2011 года от присоединения к Соглашению №1 (л.д. 29-31) и проколом консультаций от 24.01.2011 г. с первичной профсоюзной организацией КГУП «Ачинское ПАТП», действующей на предприятии, согласно которых, профсоюзный комитет рекомендовал при соединиться к Соглашению. (л.д. 26-28).

При этом, ст. 48 ТК РФ не определяет время проведения консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организацией. Соответственно, указанные консультации могут быть проведены как до даты официального опубликования соглашения, так и после указанной даты.

Факт направления мотивированного отказа от присоединения к Соглашению № 1 объективно подтверждается уведомлением о получении заказной корреспонденции Министерством здравоохранения и социального развития РФ 27.05.2011 года ( л.д. 67).

То обстоятельство, что ответчиком ГП КК «Ачинское ПАТП» не было принято к исполнению Соглашение № 1 от 10 ноября 2010 года, и предприятие выразило свой отказ от присоединения объективно подтверждается другими материалами дела, а именно письма ГП КК «Ачинское ПАТП» от 01.02.2011 г. Генеральному прокурору (л.д. 43), сообщением помощника Генерального прокурора Российской Федерации от 04.03.2011 года, из которого видно, что обращение руководителя ГП КК «Ачинское ПАТП» по поводу незаконности заключенного Соглашения № 1 от 10 ноября 2010 года передано для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Министерство здравоохранения и социального развития (л.д. 43), ответа Министерства здравоохранения РФ на обращение ГП КК «Ачинское ПАТП» от 01.03.2011, от 18.04.2011 г. ( л.д. 44-45, 46-48).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Соглашение №1 от 10 ноября 2010 года на ответчика не распространяется, поскольку ГП КК «Ачинское ПАТП » не являлось и не является членом РАС, не уполномочивало РАС на представительство его интересов при заключении Соглашения № 1, в соответствии с требованиями действующего законодательства ответчик воспользовался своим правом не присоединиться к исполнению указанного соглашения.

Доводы истца, представителя истца о том, что Соглашение № 1 подписано Медведевым В.Г., являющимся представителем работодателей, в том числе и ответчика, являются необоснованными, поскольку при подписании Соглашения № 1 он выступал в качестве представителя Красноярской областной организации профсоюза. Также суд не может принять во внимание доводы о том, что ответчиком не представлено доказательств направления отказа от присоединения к Соглашению №1 и отсутствия членства в РАС, поскольку в деле имеются данные доказательства, ставить под сомнение которые у суда нет оснований.

Таким образом, нарушение трудовых прав работников ГП КК «Ачинское ПАТП» в части установления размера заработной платы судом не установлено, поскольку по правилам ч. 1 ст. 133-1 ТК РФ в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что заработная плата работников предприятия произведена работодателем с учетом размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением в Красноярском крае, Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 – 2010 годы, заключенным между Министерством транспорта Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Региональным объединением работодателей автомобильного и городского электрического транспорта Красноярского края «Транспортный союз Красноярского края», устанавливающим тарифную ставку рабочих 1 разряда в организациях автомобильного транспорта в размере 3000 рублей без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат ( п. 3.2 ) ( л.д. 41-49), Соглашением № 1 о продлении на 2011 год и внесении изменений в краевое отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы от 28.12.2010 года определяющим тарифную ставку рабочих первого разряда до конца 2011 года в размере 3360 рублей.

Не состоятельны доводы представителя истца о том, что работодателем не соблюдаются требования по оплате труда работников, установленные коллективным договором, по следующим основаниям.

Коллективный договор относится к локальным нормативным актам, регулирующий социально-трудовые отношения, который работодатель в силу требований ст. 22 ТК РФ обязан соблюдать.

Действие локального нормативного акта может быть прекращено в силу истечения срока, на который он принят, принятием нового, отменяющего положения старого либо изменен в порядке, установленном для заключения коллективного договора, в силу требований ст. 44 ТК РФ.

Как установлено в судебном заседании, коллективный договор ГП КК «Ачинское ПАТП» на 2009-2010 годы принят 14 мая 2009 года сроком на два года, новый коллективный договор до настоящего времени на предприятии не разработан и не принят. Согласно п. 1.1 Коллективного договора предусмотрено, что настоящий коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г ( в ред. от 30.12.2008 года ), а также Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ГП КК «Ачинское ПАТП». Пунктом 4.1 Коллективного договора установлено, что работодатель производит оплату труда работников на основе должностных окладов в соответствии со штатным расписанием и исходя из тарифных ставок, указанных в Тарифном соглашении по оплате труда работников предприятия и руководствуясь Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008- 2010 годы и Краевым отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы ( л.д. 4-5).

В связи с изложенным, исковые требования Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий руководителя незаконными, возложении обязанности совершить действие, удовлетворению на подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» к Государственному предприятию Красноярского края «Ачинское пассажирское автотранспортное предприятие» о признании действий руководителя незаконными, возложении обязанности совершить действие, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра

-32300: transport error - HTTP status code was not 200