№2-3192(2011)



Дело № 2-3192/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Паршаковой Н.В.

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Бионика плюс», Смирновой Т.А. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к ООО «Бионика плюс» с требованиями о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение аптеки, понуждении ООО «Бионика плюс» обустроить вход в помещение аптеки пандусами в течение шести месяцев.

Исковые требования мотивировал тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности ООО «Бионика плюс». В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства у входа в помещение аптеки ООО «Бионика плюс» отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. В связи с тем, что бездействие ООО «Бионика плюс», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение аптеки нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 2-4).

Определением суда от 25.07.2011 года в качестве соответчика по делу привлечена Смирнова Т.А., являющаяся собственником нежилого здания – помещения аптеки (л.д.1).

Истец помощник Ачинского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержала исковые требования по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика ООО «Бионика плюс», ответчица Смирнова Т.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились (л.д.33-34).

Представителем ответчика в лице директора ООО « Бионика плюс» Некрасовой Ж.В. представлен отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика исковые против исковых требований не возражает (л.д.35).

В связи с неявкой ответчиков дело подлежит рассмотрению в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ч.2)

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.( пункт2)

На основании п.. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Согласно материалам дела, 14 июля 2011 года Ачинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур. По результатам проверки составлен акт, согласно которого на момент проверки на территории помещения, занимаемого ООО «Бионика плюс» установлено, что вход в здание не оборудован пандусом, что является нарушением прав инвалидов - для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур (л.д.5).

ООО «Бионика плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица с 23 мая 2007 года (л.д. 13-16,20,21,22).

Согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 20.09.2007 года, Устава, ООО «Бионика плюс» осуществляет фармацевтическую деятельность и занимается, в том числе, розничной торговлей лекарственными средствами, фармацевтическими и медицинскими товарами (л.д. 17-19).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, ООО «Бионика плюс» осуществляет свою деятельность в нежилом помещении, где занимает часть нежилого помещения под аптеку на основании договора аренды нежилого помещения от 01 июня 2011 года.

Согласно договора аренды, заключенного ООО «Бионика плюс» (Арендатор) с ООО Смирновой Т.А. (Арендодатель), «Арендодателем» во временное владение и пользование предоставлено «Арендатору» нежилое помещение площадью 44,2 кв.м., принадлежащего «Арендодателю» на праве собственности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.12.2006г., указанное нежилое помещение общей площадью 44,20 кв.м. принадлежит на праве собственности Смирновой Т.А. Право собственности на указанное нежилое здание зарегистрировано после его приобретения на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 14.11.2006 года (л.д.12).

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), в связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на лиц, эксплуатирующих здания под учреждения социальной инфраструктуры, в том числе и здание, в котором размещена аптека, являющаяся объектом социальной инфраструктуры.

Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.

Отсутствие указанных приспособлений для входа в помещение аптеки препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При решении вопроса о возложении обязанности по оборудованию входа в помещение аптеки, суд исходит из норм Гражданского законодательства, устанавливающего, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», устанавливающей, что собственники объектов социальной инфраструктуры должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Принимая во внимание, что договором аренды от 01.06.2010г. функции по переустройству нежилого здания, в том числе по переоборудованию входа для беспрепятственного доступа инвалидов, на арендатора не возложены, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований к ООО «Бионика плюс», являющегося арендатором нежилого здания, отказать.

При таких обстоятельствах, Смирнова Т.А., являющаяся собственником помещения и сдавшая его в аренду для эксплуатации под объект социальной инфраструктуры, обязана принять меры для оборудования входа в помещение аптеки для маломобильных групп населения.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и требований закона, суд полагает необходимым исковые требования в отношении Смирновой Т.А. удовлетворить, признать бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение аптеки, незаконным, обязать Смирнову Т.А. обустроить вход в помещение аптеки пандусами в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, в удовлетворении исковых требований к ООО «Бионика плюс» отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Смирновой Т.А. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.

Признать бездействие Смирновой Т.А., выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение аптеки, незаконным.

Обязать Смирнову Т.А. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обустройству входа в помещение аптеки, пандусами.

В удовлетворении исковых требований к ООО «Бионика плюс» отказать.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200