2-4090/2011



Дело № 2- 2377 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2011г. г. Ачинск

Судья Ачинского городского суда Красноярского края: ЮШИНА И. П.

С участием прокурора: ЛАЗОВСКОЙ А. В,.

При секретаре: БЫЧКОВОЙ Н. А

С участием сторон: представителя Т. сельсовета Потехина В. А., Антоненко И. В., Ключеня О. Н..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Т. сельсовета признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Т. сельсовета о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории Т. сельсовета прокуратурой г. Ачинска, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в ОГИБДД МО МВД России « Ачинский» администрацией Т. сельсовета не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов сельсовета в связи с чем прокурор просит возложить обязательства на администрацию Т. в срок до 30 декабря 2011 года разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД РОссии « Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельсовета

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представители администрации Т. сельсовета против заявленных требований возражают, считая, что администрация принимает необходимые меры для организации безопасности дорожного движения на территории Т. сельсовета, так, 5 октября 2011 года заключен договор подряда на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения. Кроме этого представители считают, что заявленные прокурором требования к безопасности дорожного движения относятся к городам, а не сельским поселениям, где нет интенсивного движения. Кроме этого сельсовет не имеет финансовой возможности для исполнения указанных требований, а прокурор и ОГИБДД не вносили никаких ранее представлений об устранении нарушении, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 50 Федерального закона №131-Ф3, в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), определены основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог исполнительные органы

государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 5, 6 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог

местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998, производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой, установлено, что администрацией Т. сельсовета требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории Т. сельсовета не выполняются.

Так, до настоящего времени администрацией в Государственную инспекцию дорожного движения не представлен проект организации дорожного движения на территории населенного пункта Т. сельсовета, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В результате в настоящее время в населенных пунктах сельсовета дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенного пункта установлены администрацией произвольно без надлежащего согласования с уполномоченным органом, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан -участников дорожного движения на территории населенных пунктах Т. сельсовета.

Доводы представителей администрации о том, что указанные выше законодательные акты относятся только к безопасности движения только в городах, суд находит неубедительными, поскольку безопасность граждан является их Конституционным правом и не может ограничиваться видом населенного пункта, где они проживают. Также неубедительными суд находит доводы об предварительном отсутствии представлений со стороны прокуратуру об устранении условий, представляющих реальную угрозу жизни и отсутствия значительных ДТП на территории ДТП.

Указанные прокурором мероприятия носят профилактический характер и направлены на предотвращение условий, угрожающих жизни и здоровью населения. Указанные меры не обязательны должны быть связаны с имеющимися происшествиями, кроме этого прокурор имеет право выбрать сам способ устранения нарушений и обязательная досудебная процедура при этом не предусмотрена.

Вместе с тем, суд находит убедительными доводы администрации Т. сельсовета о предоставлении более длительного срока на разработку и согласование проекта.

С учетом возможных финансовых затрат, длительности составления проекта, суд считает возможным установить срок до 1 марта 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Т. сельского совета Ачинского района Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта г. Ачинска и согласованию данного проекта с уполномоченным органом – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ незаконным.

Обязать администрацию Т. сельсовета Ачинского района Красноярского края в срок до 1 марта 2012 года разработать и направить на согласование в ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России « Ачинский» проект организации дорожного движения на территории Т. сельского совета Ачинского района

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ачинский горсуд в течение 10 дней.

Судья Ачинского городского суда И. П. ЮШИНА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200