№2-3776(2011)



Дело № 2-3776/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района в интересах инвалида Романчук Н.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тюхтетского района обратился в суд в интересах инвалида второй группы Романчук Н.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, о возложении обязанности обеспечить инвалида Романчук Н.В. техническими средствами реабилитации в виде костылей подмышечных с устройством противоскольжения, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, двумя парами ортопедической обуви и протезом бедра. Исковые требования мотивированы тем, что Романчук Н.В.является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Романчук Н.В. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида от 23.12.2010г., согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Фондом социального страхования Романчук Н.В. костылей подмышечных с устройством противоскольжения, кресла-коляски комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, двух пар ортопедической обуви и протеза бедра. 04 марта 2011 года Романчук Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей вышеперечисленных технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, Романчук Н.В. поставлена на учет, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Романчук Н.В. обратилась в прокуратуру Тюхтетского района с заявлением о необходимости обращения с иском в ее интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор Тюхтетского района обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд (л.д.2-4).

Прокурор Тюхтетского района, надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела (л.д.18,21), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Истица Романчук Н.В., надлежаще извещенная о дате судебного заседания (л.д.18,20), в суд не явилась, в связи с отдаленностью места проживания и невозможностью свободного передвижения.

Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.22), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснил, что в 2011 году денежные средства на приобретение колясок не выделялись, направления не выдавались, контракты на поставку колясок не заключены, в связи с отсутствием соответствующего финансирования. Направление на получение костылей Романчук Н.В. выдано 17 мая 2011 года. Заявление на получение ортопедической обуви и протеза бедра истицей Романчук Н.В. не подавалось. При таких обстоятельствах, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Тюхтетского района, заявленные в интересах инвалида Романчук Н.В. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки.

В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, согласно справки МСЭ-2009, Романчук Н.В. является инвалидом по общему заболеванию (л.д.8-9).

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 23 декабря 2010 года, Романчук Н.В. нуждается в технических средствах реаби­литации: костылях подмышечных с устройством противоскольжения, кресле –коляске комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, обуви ортопедической (две пары на год: холодная и утепленная), протезе бедра (л.д.10-13).

Согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, истица Романчук Н.В. получила право на обеспечение ее техническими средствами реа­билитации. С этой целью Романчук Н.В. обратилась в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски комнатной и костылями с УПС. Согласно уведомления от 04 марта 2011 года, документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, Романчук Н.В. была поставлена на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации (л.д.14).

Однако на момент проведения проверки было установлено, что направления на получение технических средств реабилитации Романчук Н.В. не выданы.

Не предоставление Романчук Н.В. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и созда­ется угроза здоровью.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации.

17 мая 2011 года Романчук Н.В. выдано направление на получение костылей с устройством противоскольжения (л.д.23). Однако, до настоящего времени, ни костылями с УПС, ни креслом-коляской истица Романчук Н.В. не обеспечена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида второй группы Романчук Н.В. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.

Вместе с тем, суд не может согласиться с необходимостью возложения обязанности на ответчика по обеспечению инвалида Романчук Н.В. техническими средствами реабилитации в виде обуви ортопедической и протеза бедра поскольку, обязательное обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации носит заявительный характер.

Как следует из заявления Романчук Н.В. директору Филиала №8 «Ачинский» от 04.03.2011 года, истица просит обеспечить ее техническими средствами реабилитации, согласно индивидуальной программы реабилитации №1645 от 23.12.2010 года, в виде кресла-коляски комнатной и костылями с УПС (л.д.22). Заявления о получении иных средств реабилитации Романчук Н.В. в Фонд социального страхования не подавалось.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований прокурора в части обеспечения Романчук Н.В. техническими средствами реабилитации в виде обуви ортопедической и протеза бедра надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Романчук Н.В. техническими средствами реабилитации, незаконными.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Романчук Н.В. техническим средством реабилитации - креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Романчук Наталью Владимировну техническим средством реабилитации – костылями подмышечными с устройством противоскольжения (1 пара).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200