Дело № 2-3873/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2011 года г. Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамовой Е.В. об оспаривании действий, УСТАНОВИЛ: Частный нотариус Абрамова Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной ИФНС №4 по Красноярскому краю (далее Инспекция ). Требование мотивировано тем, что 02.06.2011 года ей Инспекцией была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам, которая содержит сведения о недоимке по взносам и пени в Пенсионный Фонд РФ. Возможность взыскания данной недоимки утрачена в связи с истечением срока взыскания. Данное обстоятельство подтверждается в справке Инспекции от 24.06.2011 года. Считает данные действия незаконными, просит обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения путем указания в справке информации о невозможности взыскания задолженности, в связи с истечением срока взыскания (л.д. 3-4). Заявитель Абрамова Е.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.35). Представитель заинтересованного лица Инспекции Устинова О.В., действующая на основании доверенности, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.29), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Предоставила письменный отзыв, в котором требования Абрамовой Е.В. не признает. В обоснование своей позиции сослалась на статью 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказ от 23.05.2005 года №ММ-3-19/206, которым утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций. Справка о состоянии расчетов должна отражать отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы, т.е. реальную задолженность. У налогового органа отсутствуют основания не отражать данную задолженность, в связи с отсутствием судебных актов об утрате возможности взыскания задолженности. Также полагает, что заявителем не представлено доказательств отрицательного влияния действия налогового органа на деловую репутацию заявителя (л.д.18). Исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить требования заявительницы по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст.138 Налогового кодекса РФ, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданами его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Как установлено в ходе рассмотрения дела, заявитель Абрамова Е.В. осуществляет нотариальную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством юстиции России 21.05.1994 года (л.д.15). В соответствии с п. 10 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации Абрамова Е.В. обратилась в налоговый орган о выдаче ей справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафным санкциям. 27.05.2011 года Инспекция на основании имеющихся данных, выдала справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 26 мая 2011 года, согласно которой у налогоплательщика Абрамовой Е.В. имеется задолженность по взносам и пени в пенсионный фонд. Информации о невозможности взыскания сумм, указанных в графе 4 и 7, в справке от 26.05.2011 года не содержится. 11.06.2011 года Абрамова Е.В. обратилась с просьбой указать в справке на невозможность взыскания указанной в ней недоимки и задолженности по пеням (л.д.5). 17.06.2011 года Инспекция, на основании имеющихся данных, выдала справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 17 июня 2011 года, в которой также указано, что у налогоплательщика Абрамовой Е.В. имеется задолженность по взносам и пени в пенсионный фонд в размере 468 292,00 руб. и 756 093,48 руб. соответственно. Информации о невозможности взыскания сумм, указанных в графе 4 и 7, в справке также не содержится (л.д.7-8). В ответ на заявление Абрамовой Е.В. Инспекция сообщила, что задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 1225158,17 рублей классифицируется как безнадежная ко взысканию, в связи с истечением срока исковой давности (л.д.9). Заявитель Абрамова Е.В., полагая, что действия Инспекции, выразившиеся в отказе указать в справке о состоянии ее расчетов с бюджетом информацию о невозможности взыскания задолженности по налогам в размере 468292,00 руб. и пени в размере 756093,48 рублей, нарушают действующее законодательство, ее права и законные интересы, обратилась с соответствующим заявлением в суд. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Как установлено в ходе судебного разбирательства, налоговый орган в графах 4 и 7 справок, выданных налогоплательщику, указывает на наличие у него задолженности по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 468292,00 руб., а также недоимки по пени в Пенсионный фонд РФ в размере 756093,48 руб. (на 17.06.2011 год). Недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 468292 рублей образовалась у Абрамовой Е.В. на основании акта сверки от 31 июля 2001 года, подписанного руководителями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации. Однако, решением Ачинского городского суда, имеющим согласно ст.61 ГПК РФ, преюдициальную силу, при рассмотрении иска между Абрамовой Е.В. и Инспекцией было установлено, что переданная по акту УПФ в Инспекцию задолженность по взносам плательщика Абрамовой Е.В. не соответствует фактическим данным по страховым взносам в Пенсионный фонд заявителя (л.д.25-28). При рассмотрении настоящего заявления, судом не рассматривается вопрос о наличии или отсутствии у Абрамовой Е.В. задолженности по взносам и пени в Пенсионный фонд РФ, т.к. такое требование не было заявлено. В тоже время, судом установлено, материалами дела подтверждено и не отрицается налоговым органом, что указанная в акте сверки задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 468292,00 руб. продолжает отражаться в справке о состоянии расчетов Абрамовой Е.В. по налогам и сборам. Кроме того, на указанную задолженность продолжают начисляться пени, которые также отражаются в справке. Однако, сроки для взыскания спорной задолженности, предусмотренные статьями 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекли и Инспекцией утрачена возможность принудительного взыскания в бесспорном или судебном порядке вышеуказанной задолженности. Таким образом, в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 17.06.2011 года содержатся данные о наличии задолженности у Абрамовой Е.В. перед Пенсионным фондом РФ, возможность взыскания которой Инспекцией утрачена полностью. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. В ней действительно не предусмотрена информация об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга. Однако приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Неполная информация о задолженности по налогам, пеням, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Таким образом, суд полагает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем, необходимо обязать налоговый орган выдать заявителю справку о расчетах с бюджетом с указанием в ней сведений на утрату инспекцией возможности взыскания задолженности по взносам и пени в Пенсионный фонд РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС № 4 по Красноярскому краю, выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 17 июня 2011 года задолженности по взносам и пеням в Пенсионный фонд РФ в размере 468 292,00 руб. и 756 093,48 руб. соответственно без указания на утрату возможности их взыскания. Обязать Межрайонную ИФНС № 4 по Красноярскому краю устранить допущенное нарушение путем указания в справках о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам недоимки по взносам в размере 468 292,00 руб. и пени на указанную сумму в Пенсионный фонд РФ с указанием информации о невозможности взыскания этой задолженности в принудительном порядке в связи с истечением срока их взыскания. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд. Судья копия Матушевская Е.П.