Дело № 2-3774/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2011 года г.Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П., с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района в интересах инвалида Червовой Л.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тюхтетского района обратился в суд в интересах инвалида Червовой Л.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски комнатной с ручным управлением, кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, противопролежневой подушкой и абсорбирующим бельем (пеленка (простынь) в количестве 60 штук на месяц размером 60х90. Исковые требования мотивированы тем, что Червова Л.А. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Червовой Л.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида от 24.02.2011г., согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации, предусматривается предоставление Фондом социального страхования Червовой Л.А. кресла-коляски комнатной с ручным управлением, кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, подушки противопролежневой, абсорбирующего белья: пеленки (простыни) в количестве 60 штук в месяц. 25 марта 2011 года Червова Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей вышеперечисленных технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Червова Л.А. обратилась в прокуратуру Тюхтетского района с заявлением о необходимости обращения с иском в ее интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор Тюхтетского района обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд (л.д.2-4). Прокурор Тюхтетского района, надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела (л.д.18,20), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Истица Червова Л.А., надлежаще извещенная о дате судебного заседания (л.д.18), в суд не явилась, в связи с отдаленностью места проживания и невозможностью свободного передвижения. Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.22), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснил, что в 2011 году денежные средства на приобретение колясок не выделялись, направления не выдавались, контракты на поставку колясок не заключены, в связи с отсутствием соответствующего финансирования. Абсорбирующее белье Червовой Л.А. выдано в полном объеме, что подтверждается актами сдачи-приемки изделий. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Тюхтетского района, заявленные в интересах инвалида Червовой Л.А. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, согласно Акта освидетельствования во ВТЭК, Червова Л.А. является инвалидом по общему заболеванию (л.д.8-9). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 24 февраля 2011 года, Червова Л.А. нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, кресле-коляске прогулочной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, подушке противопролежневой, абсорбирующем белье: пеленки (простыни) в количестве 60 штук на месяц размером 60х90 (л.д.10-13). Согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, истица Червова Л.А. получила право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации. С этой целью Червова Л.А. обратилась в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением вышеуказанными техническими средствами реабилитации. Согласно уведомления от 25 марта 2011 года, документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, Червова Л.А. была поставлена на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации (л.д.14). Однако на момент проведения проверки было установлено, что направления на получение технических средств реабилитации Червовой Л.А. не выданы. Не предоставление Червовой Л.А. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Червовой Л.А. техническими средствами реабилитации креслом-коляской комнатной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, креслом-коляской прогулочной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, подушкой противопролежневой следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. Между тем, представителем ответчика представлены сведения об обеспечении Червовой Л.А. абсорбирующим бельем: пеленками размером 90х60 см. Так, согласно актов сдачи-приемки изделия получателю от 20.04.2011г. по государственным контрактам от 31.01.2011г. и от 04.04.2011г., Червова Л.А. обеспечена пеленками гигиеническими размером 90х60 см. комплектностью 180, 180 и 120 шт. (всего 480 шт. из расчета 60 штук в месяц) по октябрь 2011 года (л.д.23,24,25). При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований прокурора в части обеспечения абсорбирующим бельем надлежит отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Червовой Л.А. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Червову Л.А. техническими средствами реабилитации - креслом-коляской комнатной с ручным управлением, креслом-коляской прогулочной с ручным управлением, подушкой противопролежневой. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская