Дело № 2-3773/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 сентября 2011 года г.Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П., с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района в интересах инвалида Краснобаева А.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Тюхтетского района обратился в суд в интересах инвалида Краснобаева А.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, противопролежневой подушкой, абсорбирующим бельем, в соответствии с нормами, установленными в ИПР. Исковые требования мотивированы тем, что Краснобаев А.А. является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. В связи с этим, для Краснобаева А.А. была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида от 28.10.2010г., согласно которой в качестве технических средств медицинской реабилитации предусматривается предоставление Краснобаеву А.А. Фондом социального страхования кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, подушки противопролежневой, абсорбирующего белья. 04 марта 2011 года Краснобаев А.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему вышеперечисленных технических средств реабилитации. Ответчиком заявление принято, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Краснобаев А.А. обратился в прокуратуру Тюхтетского района с заявлением о необходимости обращения с иском в его интересах в суд по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор Тюхтетского района обратился с вышеуказанным исковым заявлением в суд (л.д.2-4). Прокурор Тюхтетского района, надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела (л.д.17,20), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Истец Краснобаев А.А., надлежаще извещенный о дате судебного заседания (л.д.17,19), в суд не явился, в связи с отдаленностью места проживания и невозможностью свободного передвижения. Представитель ответчика ГУ КРО «Фонд социального страхования РФ» Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.23), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснил, что в 2011 году денежные средства на приобретение колясок не выделялись, направления не выдавались, контракты на поставку не заключены, в связи с отсутствием соответствующего финансирования. Противопролежневой подушкой Краснобаев А.А. был обеспечен 09.06.2011 года. В отношении абсорбирующего белья пояснил, что направление было выдано 15.09.20011 года, сведений о поставке нет. Считает, что прокурором должны быть уточнены требования и указано количество простыней, которые должны быть выданы инвалиду. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Тюхтетского района, заявленные в интересах инвалида Краснобаева А.А. подлежат удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям. В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, согласно справки серии МСЭ-2009, Краснобаев А.А. является инвалидом по общему заболеванию (л.д.9-10). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 28 октября 2010 года, Краснобаев А.А. нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске прогулочной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, подушке противопролежневой (срок использования не менее 3 лет), матраце противопролежневом (срок использования не менее 3 лет), абсорбирующем белье (пеленки(простыни) в количестве 60 штук в месяц), катеторах (л.д.5-8). Прокурором заявлены исковые требования об обеспечении Краснобаева А.А. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, подушки противопролежневой (срок использования не менее 3 лет), абсорбирующим бельем, согласно программе ИПР. Согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации, Краснобаев А.А. получил право на обеспечение его техническими средствами реабилитации. С этой целью Краснобаев А.А. 04 марта 2011 года обратился в Филиал № 8 «Ачинский» ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением его техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной с ручным управлением, подушки противопролежневой, абсорбирующего белья. Согласно уведомления от 04 марта 2011 года, документы, поданные истцом, были приняты Филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации, Краснобаев А.А. поставлен на учет для получения вышеуказанных средств реабилитации. 09.06.2011 года по акту сдачи-приемки товара противопролежневая подушка была получена Краснобаевым А.А.(л.д.22). Однако на момент проведения проверки было установлено, что направления на получение технических средств реабилитации Краснобаеву А.А. не выданы. Не предоставление инвалиду Краснобаеву А.А. технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы его обслуживания, и создается угроза здоровью. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации. Кроме того, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что в исковом заявлении не указано количество абсорбирующего белья, требуемого для инвалида, и полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика по обеспечению инвалида Краснобаева А.А. пеленками без указания их количества обеспечения, поскольку данные нормы и порядок их предоставления также определен специальными нормами федеральных законов « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения техническими средствами реабилитации, индивидуальной программой реабилитации инвалида и т.д. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида первой группы Краснобаева А.А. техническими средствами реабилитации следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством. В удовлетворении исковых требований прокурора в части обеспечения противопролежневой подушкой надлежит отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Краснобаева А.А. техническими средствами реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение месяца с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида Краснобаева А.А. техническими средствами реабилитации - креслом-коляской прогулочной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес, а также абсорбирующим бельем – пеленками в соответствии с нормами, установленными законом. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Е.П. Матушевская