2-3397/2011



2-3997(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

истца Камоза Е.А.,

при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах лица, из числа детей-сирот Камоза Е А к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах лица, из числа детей-сирот Камоза Е.А. к Администрации города Ачинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что Камоза Е.А., дата года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Камоза Е.А. – Камоза Г.А лишена родительских прав в отношении сына. Отец в свидетельство о рождении не вписан. В связи с чем, Камоза Е.А. на основании Постановления Главы г. Ачинска № 0657-п от 21.03.2002 года, был определен в МОУ «Школу-интернат № 2» на полное государственное обеспечение, жилье за ним закреплено не было. Затем был переведен в профессиональный лицей № 40 г. Ачинска, откуда 27.09.2007 года был отчислен в связи с направлением в места лишения свободы. Своевременно Камоза Е.А. органами опеки и попечительства на учет по вопросу обеспечения жильем в Министерство образования и науки красноярского края поставлен не был, не смотря на то, что право на получение жилья у Камоза Е.А. возникло 23.03.2011 года. В настоящее время, после освобождения из мест лишения свободы, Камоза Е.А. нигде не обучается, проживает у знакомых. До настоящего времени Камоза Е.А. право на получение жилья не реализовано, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор вынужден был обратиться в суд (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила обязать администрацию г. Ачинска предоставить Камоза Е.А,, за счет средств краевого бюджета на территории г. Ачинска изолированное, благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже нормы предоставления, установленной в г. Ачинске по договору социального найма.

Истец Камоза Е.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, при этом суду пояснил, что он проживает у своей девушки, прописки не имеет. Подрабатывает у частника, так как на официальную работу без прописки устроится невозможно. Также не имеет возможности, поступить учится, так как без прописки не может сдать экзамены. До 2004 года он проживал с матерью и отчимом в г. Ачинске по ул. Дружба народов, но это жильё им не принадлежало, они не были там прописаны. После помещения в детское учреждение за ним ничего не закреплялось. Мать родилась в г. Г и у нее по сути никаких документов у самой не было. Ему документы сделали только в 11-12 лет. С матерью он не общается, знает только, что она отбывает наказание.

Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Т, действующая на основании доверенности № 01-17-044 от 29.12.2010 года, сроком действия до 31.12.2011 года (л.д. 54), будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 43), в судебное заседание не явилась. В представленном суду отзыве, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Ачинска. По иску Ачинского межрайонного прокурора возражала, указывая на то, что согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Право на меры социальной поддержки имеют лишь определенные законом лица. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 01.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Таким образом, финансирование расходов на приобретение жилья сиротам и детям из их числа является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки Красноярского края. Поэтому Администрацией г. Ачинска будет предоставлено Камоза Е.А. жилое помещение после того, как Министерство науки и образования выделит соответствующее финансирование из средств бюджета на приобретение жилья (л.д. 53).

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края Г, действующий на основании доверенности, сроком действия до 31.12.2012 года (л.д. 50), будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 44), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. В представленном суду отзыве, против иска Ачинского межрайонного прокурора возражал, указывая на то, что решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Однако в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Камоза Е.А. и его законные представители с соответствующим заявлением не обращались. Доказательств устного обращения Камоза Е.А. в министерство образования и науки Красноярского края не представлено, в графике приема посетителей министерства образования и науки Красноярского края Камоза Е.А. не числится. Информация о включении Камоза Е.А. в список детей-сирот, не имеющих жилья, и на которых закладывается субвенция, в министерстве образования и науки Красноярского края отсутствует. Камоза Е.А. на соответствующем учете не состоит. Таким образом, Камоза Е.А. не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Финансовые вопросы не должны являться предметом разбирательства в рамках социально-жилищного спора с участием сироты, который не является субъектом бюджетных отношений. И ставить факт получения жилья в зависимости от условия - от денежных средств определенного уровня (бюджета) - недопустимо. Возложение обязанности на ответчика приобрести Камоза Е.А. за счет средств краевого бюджета будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым (л.д. 45-49).

Выслушав процессуального истца, истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

Частью 2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)

Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.

Из Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует что органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти.

Однако, в соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.

В соответствии с требованиями ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка», предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.

Согласно Закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления районов и городских округов края наделены в 2010 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения. В приложении № 1 к закону среди перечня уполномоченных исполнительных органов местного самоуправления, значится и город Ачинск.

При этом, согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года, с последующими изменениями «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указаны основные понятия категорий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положению данной статьи закона, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей и в том числе в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей их взять из воспитательных и иных учреждений, а также лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статья 121 Семейного Кодекса РФ также содержит примерный перечень случаев, в которых ребенок считается оставшимся без родительского попечения, куда входит и тот случай как уклонение родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов. При этом, такие обстоятельства как уклонение от воспитания ребенка родителя, необязательно должно быть подтверждено каким-либо документом. Поэтому, СК РФ устанавливает обязанность всех должностных лиц и граждан, сообщать об этом в орган опеки и попечительства. В частности, в ст.121 СК РФ, имеется в виду любое длительное отсутствие родителя.

Как установлено по делу, Камоза Е.А., дата года, родившийся в г. Ачинске Красноярского края, является лицом, из числа детей сирот, поскольку мать Камоза Е.А. – Камоза Г.А. на основании решения Ачинского городского суда от 27.07.2004 года лишена родительских прав в отношении сына, а отец в свидетельство о рождении не вписан (л.д. 6, 14-15). В связи с чем, Камоза Е.А. на основании Постановления Главы г. Ачинска № 0657-п от 21.03.2002 года, был определен в МОУ «Школу-интернат № 2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение (л.д. 18). Жилье за ним закреплено не было. Затем на основании распоряжения Главы г. Ачинска без даты, Камоза Е.А. был переведен в профессиональный лицей № 40 г. Ачинска (л.д. 19).

Согласно справке КГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 40» г. Ачинска, Камоза Е.А. обучался на очном отделении с 01.09.2005 года по 30.06.2007 года и отчислен с 18.06.2007 года (л.д. 27).

27 сентября 2007 года Камоза Е.А, был осужден Ачинским городским судом к лишению свободы и отбывал наказание до 23.03.2011 года (л.д. 28).

После освобождения из мест лишения свободы Камоза Е.А. постоянного места жительства не имеет, проживает у знакомых.

На учет органами опеки и попечительства по вопросу обеспечения жильем в Министерство образования и науки красноярского края поставлен не был, не смотря на то, что право на получение жилья у Камоза Е.А. возникло 23.03.2011 года.

Документы, подтверждающие закрепление какого-либо жилья за Камоза Е.А. отсутствуют.

Ранее 11.08.2005 года КГОУ «Ачинская школа-интернат для детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было направлено ходатайство председателю жилищной комиссии при администрации г. Ачинска о постановке на учет для получения жилья Камоза Е.А. (л.д. 17). Постановка осуществлена не была, поскольку согласно письму Администрации г. Ачинска не был представлен необходимый пакет документов (л.д. 16). В дальнейшем вопрос о постановке на учет не рассматривался, поскольку Камоза Е.А. был осужден.

12 сентября 2011 года, Камоза Е.А. не достигший на тот период времени 23 лет обратился к Ачинскому межрайонному прокурора с вопросом оказания ему содействия в постановке на очередь на получение квартиры в г. Ачинске как сироте (л.д. 5).

Рассматривая исковые требования по существу, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика Администрации г. Ачинска о том, что финансирование расходов на приобретение жилья сиротам и детям из их числа является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки Красноярского края, а поэтому в удовлетворении исковых требований предъявляемых к администрации г. Ачинска следует отказать.

Так, согласно ст.1 ФЗ от 21 декабря 1996 года, с последующими изменениями «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указаны основные понятия категорий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно положению данной статьи закона, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей и в том числе в связи с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей их взять из воспитательных и иных учреждений, а также лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, поскольку это не соответствует Семейному Кодексу РФ. Именно отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Следовательно, дети, относящиеся к данной категории лиц, имеют также право на устройство в семью (абз.3 п.2 ст.54 СК), учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, имеют право на различные социальные льготы и гарантии. С момента, когда сведения о ребенке, оставшегося без попечения родителей, внесены в журнал первичного учета, как оставшегося без попечения родителей, его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца, предъявленные к Администрации г. Ачинска о предоставлении ему отдельного жилого помещения именно по тем основаниям, что он относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеет жилья – являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании стороной истца не было представлено доказательств постановки Камоза Е.А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Но при этом, представлены доказательства обращения КГОУ «Ачинская школа-интернат для детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как законного представителя Камоза Е.А., до наступления 23-летнего возраста в Администрацию г. Ачинска по вопросу предоставления ему жилого помещения, а также Ачинскому межрайонному (л.д. 5, 17). В связи с чем, по мнению суда, отсутствие доказательств постановки истца, имеющего право на внеочередное получение жилья, на учет, не может являться основанием для отказа в удовлетворении, предъявленных к Администрации г. Ачинска требований и не освобождает ответчика от обязанности предоставить Камоза Е.А. жилое помещение.

Несмотря на обращение в суд прокурора в интересах Камоза Е.А., он на учет, ни Администрацией г. Ачинска, ни Министерством науки и образования Красноярского края до настоящего времени не поставлен.

Из материалов дела следует, что Камоза Е.А. и его мать, лишенная родительских прав, жилья не имеют.

Недвижимого имущества в собственности у истца не имеется, что подтверждается сообщениями Ачинского отдела Управления федеральной регистрационной службы и справками Ачинского отделения ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» (л.д. 20,21,23,24). Иных жилых помещений по договорам найма истицу ответчиком не предоставлялось.

В связи с чем, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, проанализировав вышеизложенные нормы права, учитывая, что на момент утраты родительского попечения истец проживал на территории г. Ачинска, и учитывая требования п. 2 и п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которого обязанность по приобретению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, и жилые помещения предоставляются по договору найма по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения – суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, предъявленные к Администрации г.Ачинска и обязать ответчика предоставить истцу на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории г.Ачинска соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах лица, из числа детей-сирот Камоза ЕА, удовлетворить.

Обязать администрацию г. Ачинска Красноярского края предоставить Камоза Евгению Анатольевичу на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории г.Ачинска Красноярского края, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья: подпись Г.Ю. Кушнарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200