об отмене постановления о закреплении жилого помещения



2-1413 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б,

с участием истицы – Жирелкиной С.И.,

представителя истицы – Сидорова Н.А.,

представителя ответчика Администрации г. Ачинска – Тютиковой А.В., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2010 года,

при секретаре Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жирелкиной С.И. к Администрации г. Ачинска о частичной отмене постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Жирелкина С.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ачинска об отмене п.2 Постановления Администрации г. Ачинска от 03 апреля 1995 года в части закрепления за ней и ее сестрой Жирелкиной Т.И. жилья, расположенного по адресу – <адрес>. Истицей мотивированы исковые требования тем, что она и ее сестра Жирелкина Т.И. ДД.ММ.ГГГГ года остались без попечения родителей в связи с их смертью. На основании Постановления Администрации г. Ачинска от 03 апреля 1995 года, они были определены в государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Впоследствии, на основании направления № 192 от 04 апреля 1995 года, она была определена в детский дом г. Ачинска, а затем 25 июля 1995 года, направлена в дом-детства <адрес>. Постановлением № 1448-П от 093 октября 2002 года, она переведена в детский дом семейного типа, где до настоящего времени проживает со своей малолетней дочерью ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Однако, на государственном обеспечении она уже не находится и в любой момент может быть выселена из данного детского дома, тогда как у нее иного жилья нет. На основании оспариваемого ею постановления, Администрацией г. Ачинска за ней и ее сестрой была закреплена комната в общежитии г. Ачинска, общей площадью 18,3 кв.м. Однако, в настоящее время в данной комнате проживает ее сестра с супругом и тремя детьми, а потому она не может вселиться в данное жилье и проживает с семьей сестры, поскольку в данном случае на каждого приходится всего по 3,6 кв.м. Кроме того, закрепленную за ними комнату нельзя признать жилым помещением, поскольку она не отвечает положениям ст.15 ЖК РФ из-за отсутствия изолированности данного помещения и благоустройства. Таким образом, имея закрепленное за ней жилье в г.Ачинске, истица указывает на то, что не имеет право реализовать свое право на жилье, гарантированное ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.» (л.д.3-4).

В судебном заседании истица Жирелкина С.И. и ее представитель Сидоров Н.А. поддержали исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, при этом Жирелкина С.И. суду дополнила о том, что она с четырех лет осталась без родителей в связи с их смертью. У нее есть родная сестра Жирелкина (<данные изъяты>) Т.И. В связи с утратой родительского попечения в 1995 году, ее с сестрой определили в детский дом г.Ачинска на полное государственное обеспечение, а затем ее перевели в дом-детства <адрес>. С 23 сентября 2002 года она находится в детском доме семейного типа с приемными родителями. 15 июля 2007 года у нее родилась дочь Ксения. До настоящего времени она с разрешения приемных родителей проживает в доме семейного типа, где у нее имеется отдельная комната, но она уже на государственном обеспечении не состоит, работает. О том, что имеется за ней закрепленное жилье в г.Ачинске она узнала от приемных родителей из материалов личного дела в 2005 году. После чего, она собрала документы и встала в Администрации г.Ачинск в очередь на улучшение жилищных условий, но очередь очень большая, тогда как другого жилья у нее нет, она является матерью одиночкой. В г.Ачинске в закрепленной комнате Администрацией г.Ачинска, она никогда не проживала, не вселялась, не имеет в ней прописки. В настоящее время в закрепленной комнате общежития, проживает ее сестра с семьей – супругом и тремя детьми, а потому она не может вселиться с дочерью в эту же комнату и в ней проживать. В связи с тем, что имеется Постановление Администрации г.Ачинска о закреплении жилья, ей отказывают в предоставлении жилья как ребенку-сироте по Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закону Красноярского края от 04 апреля 2005 года, Указа Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года. Не отрицает, что на момент издания Постановления о закреплении за ней и ее сестрой жилья, Постановление Администрации г.Ачинска, являлось законным, но на сегодняшний день ситуации изменилась, у нее с сестрой созданы свои семьи и комната в общежитии не соответствует жилищным нормам для их проживания. В г.Ачинске она проживать не намерена, поскольку она трудоустроена в г.Дивногорске, проживает там около восьми лет, тогда как в городе Ачинске, кроме сестры никого не имеет. В г.Дивногорске она на очереди на получение жилья не состоит, поскольку ей было в этом отказано, хотя она имеет прописку именно в данном городе. Ее приемные родители и она обращалась к уполномоченному по правам человека, который ей в письменном ответе порекомендовал обратиться в суд об отмене Постановления Администрации г.Ачинска в части закрепления жилья.

Представитель ответчика Администрации г.Ачинска – Тютикова О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска Жирелкиной С.И. возражала полностью по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которого указала о том, что Постановление Администрации г.Ачинска о закреплении комнаты в общежитии за Жирелкиными, в силу положений норм действующего законодательства является законным. Учитывая то, что Жирелкины остались без попечения родителей, они в 1995 году были направлены в государственное учреждение. После окончания обучения и возвращения Жирелкиной Т.И. – сестры истицы к месту жительства, ей было возвращено ранее закрепленное жилье, в котором она проживает с 2003 года со своей семьей. То обстоятельство, что в настоящее время в комнате проживает сестра истицы со своей семьей, куда не может вселиться Жирелкина С.И. и воспользоваться своим правом проживания, не может свидетельствовать о незаконности ранее принятого Постановления Администрацией г.Ачинска. Просила также учесть, что в настоящее время п.2 оспариваемого истицей постановления о закреплении жилья, утратил свою силу в силу того, что Жирелкина С.И. еще в 2007 году закончила обучение и не находится на государственном обеспечении, а также достигла 23-летнего возраста (л.д. 37).

Заинтересованное лицо – Жирелкина (<данные изъяты>) Т.И., будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась по неизвестным суду причинам (л.д. 36).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы, закреплена ч.2 ст.15 Конституции РФ, а также декларируется в п.8 ст.18 Федерального закона от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Согласно положений ст.148 Семейного Кодекса РФ, определен перечень прав детей, находящиеся под опекой и попечительством, в том числе и право на сохранение ими права пользования жилым помещением.

В силу ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года « О защите прав ребенка», органы местного самоуправления по месту проживания детей на момент утраты родительского попечения закрепляют и обеспечивают сохранность жилого помещения.

Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ года умер И.И. и ДД.ММ.ГГГГ году умерла Т.В., которые являлись родителями Жирелкиной С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.26, 57, 61, 62).

Согласно карточки учета проживающих, на момент смерти матери Жирелкиных, у нее имелось жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> на основании ордера № 70 от 10 июня 1993 года (л.д. 72).

На основании Постановления Администрации г.Ачинска № 278-П от 03 апреля 1995 года, Жирелкина Т.И. и Жирелкина С.И. были определены в государственное учреждение на полное обеспечение и закреплено жилое помещение, расположенное по адресу – <адрес> (л.д.5, 8). При этом, при издании данного Постановления, Администрацией г.Ачинска была допущена техническая ошибка об указании номера комнаты вместо указан , тогда как согласно копии поквартирной карточки на комнату дома <адрес>, Т.В. (мать истицы) с 26 июня 1992 года была зарегистрирована в указанном жилом помещении, жилой площадью 18, 3 кв.м. По техническим показателям, комната имеет жилую площадь 18, 3 кв.м., тогда как комната имеет жилую площадь всего 14,8 кв.м., в которой Жирелкины никогда не были зарегистрированы. В настоящее врем. В комнате <адрес> проживает сестра истицы с семьей, с которой заключен договор найма, что не отрицалось сторонами.

На основании путевки от 25 июля 1995 года, Жирелкина С.И. была направлена в дом-детства <адрес> (л.д.9, 47).

Согласно Постановления Администрации <адрес> № 1448-П от 03 октября 2002 года, Жирелкина С.И. была переведена в детский дом семейного типа, где имеет до сегодняшнего дня регистрацию по месту жительства по адресу – <адрес> (л.д. 10, 13, 43).

Согласно справки КГОУ НПО «Профессиональное училище », Жирелкина С.И. обучалась в данном образовательном учреждении, находясь на полном государственном обеспечении с 01 сентября 2004 года по 30 июня 2007 года (л.д. 43,. 48).

В связи с возвращением к своему месту жительства Жирелкиной Т.И. по адресу – <адрес>, с Жирелкиной Т.И. 01 апреля 2003 года был заключен типовой договор найма, в который в состав членов ее семьи была включена и Жирелкина С.И. (л.д.22). Согласно выписки из домовой книги, в настоящее время в данном жилом помещении прописаны и проживают <данные изъяты> (Жирелкина) Т.И., Л. – дочь, Х. – сын, а также без регистрации по месту жительства значится ее сестра Жирелкина С.И. (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ, у Жирелкиной С.И. родилась дочь К.И. (л.д.17).

На основании личного заявления Жирелкиной С.И. от 15 июля 2005 года, Администрацией г.Ачинска она была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.41, 50).

Между тем, рассматривая исковые требования Жирелкиной С.И. по существу, суд при рассмотрении заявленного иска, обязан проверить и дать оценку законности изданного акта органа местного самоуправления.

Однако, исследовав материалы дела и выслушав стороны, согласиться с доводами Жирелкиной С.И. о незаконности издания акта органом местного самоуправления о закреплении за ней жилого помещения, расположенного по адресу – <адрес> на момент утраты родительского попечения, суд не может, поскольку истица на момент принятия оспариваемого постановления Администрацией г.Ачинска в 1995 году, являлась членом семьи нанимателя – своей матери Т.В. в силу ст. 53 ЖК РСФСР, ст. 69 ЖК РФ. Закрепление за ней права пользования данным жилым помещением на время нахождения в образовательном учреждении или под опекой, основано на вышеуказанных судом законах, поскольку является одной из гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Доводы о том, что закрепленное жилое помещение не отвечает требованиям ст.15 ЖК РФ, не является изолированным и не отвечает всей степени благоустроенности, также не может являться доказательством незаконности изданного акта органом местного самоуправления, поскольку комнаты в общежитиях отнесены в силу положений ст.16 ЖК РФ к виду жилых помещений. Согласно ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещения, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В настоящее время, дом <адрес> не обладает статусом общежития, а потому жилые помещения, находящиеся в данном доме нельзя отнести к категории временного жилья. Действующее законодательство при этом, не содержит изъятия и перечня категорий жилых помещений, которые не подлежат закреплению за несовершеннолетними при утрате ими родительского попечения. В данном случае, наоборот, своевременное не сохранение и не закрепление жилого помещения Администрацией г.Ачинска за истицей и ее сестрой при утрате ими родительского попечения, привело бы к нарушению их жилищных прав как детей-сирот, гарантированных действующим законодательством.

Нельзя согласиться также с доводами Жирелкиной С.И. и о том, что в настоящее время, в комнате, которая была за ней и ее сестрой закреплена, проживает сестра со своей семьей к которой она не имеет возможности заселиться в настоящее время, поскольку закрепленное за ними жилое помещение состоит из одной комнаты, площадью 18 кв.м. и ее площадь подтверждает о несоответствии положенных норм для проживания всех прописанных лиц, состоящая по 3,6 кв.м. на одного человека, так как, учитывая именно данные обстоятельства, на основании личного заявления истицы, согласно требованиям ст.ст. 51, 52 ЖК РФ, в 2005 году она была Администрацией г.Ачинска поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, тогда как пояснила Жирелкина С.И. она не желает проживать и работать в г.Ачинске, поскольку фактически с четырех лет проживает в <адрес>. Также необходимо отметить, что на момент закрепления жилого помещения, площадью 18,3 кв.м., за несовершеннолетними Жирелкиными в 1995 году, учетная норма проживания граждан соответствовала нормам проживания. В последующем, создание семей сестрами Жирелкиными и увеличение их составов семей, повлекшее уменьшение норм проживания, не может являться основанием для признания ранее изданного Постановления Администрацией г.Ачинска о закреплении жилья за истицей, незаконным и не соответствующим законодательству.

Кроме того, как видно из личного заявления Жирелкиной С.И. о постановке ее на учет в г.Ачинске в качестве нуждающихся в жилых помещениях, мотивом ее постановки на учет, являлось именно оспариваемое в настоящее время ею Постановление Администрации г.Ачинска от 03 апреля 1995 года о закреплении за ней и ее сестрой в г.Ачинске жилого помещения, поскольку согласно положениям ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, нуждающимися в жилых помещениях. Как пояснила в судебном заседании истица, она проживает в г.Дивногорске около восьми лет, где и имеет соответствующую прописку. Следовательно, при отсутствии оспариваемого Постановления у Жирелкиной С.И. ей было бы отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения именно в г.Ачинске. Однако, учитывая тот факт, что порядковый номер очереди по обеспечению жильем Жирелкиной С.И. не позволяет разрешить в настоящее время вопрос по обеспечению ее жилым помещением, истица обратилась в суд об отмене Постановления о закреплении за ней жилья, с целью возможности использования права по внеочередному обеспечению ее жилым помещением в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При этом, истица в судебном заседании пояснила о том, что она не желает воспользоваться правом предоставлением ей жилого помещения в г.Ачинске до получения жилья по очереди, на условиях коммерческого найма, поскольку в г.Ачинске она проживать не намерена.

Как указывалось ранее, согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право только на весь период пребывания во всех видах образовательных учреждений. Следовательно, постановления органов местного самоуправления о закреплении жилья за несовершеннолетними не являются актами бессрочного характера и зависят от наступления определенных обстоятельств. Как видно из материалов дела, и не отрицалось истицей, она с 2007 года не находится на государственном обеспечении, поскольку окончила образовательное учреждение еще в 2007 году, в настоящее время она достигла двадцатитрехлетнего возраста, имеет дочь и самостоятельную работу. В связи с чем, в силу законов, оспариваемое истицей постановление Администрации г.Ачинска, утратило свою силу, но при этом согласно положениям ст. 60-61 ЖК РФ за Жирелкиной С.И. до настоящего времени сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу – <адрес>.

Доводы Жирелкиной С.И. о невозможности использования ею гарантированного права, предусмотренного Федеральным Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жильем из-за принятого Постановления Администрацией г.Ачинска о закреплении за ней жилья в г.Ачинске, не может являться основанием и свидетельствовать о незаконности данного акта, поскольку на момент утраты родительского попечения у нее и ее матери имелось жилое помещение, предоставленное по договору социального найма, которое Администрация г.Ачинска не должна была, а обязана закрепить и сохранить за несовершеннолетними, с целью исполнения положений и норм действующего законодательства, связанных с реализацией и защитой прав несовершеннолетних детей-сирот.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает необходимым отказать Жирелкиной С.И. в удовлетворении иска об отмене п.2 постановления Администрации г.Ачинска от 03 апреля 1995 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Жирелкиной С.И. об отмене п.2 Постановлении Администрации г.Ачинска -П от 03 апреля 1995 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья: Н.Б. Лучина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200