Дело № 2-1161(2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Лучиной Н.Б., с участием пом. Прокурора Штей Т.А., представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.24), при секретаре Петренко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Большеулуйского района в интересах инвалида второй группы Клинцовой В.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Большеулуйского района обратился в суд в интересах инвалида второй группы Клинцовой В.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида второй группы Клинцову В.А. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски комнатной с ручным управлением, памперсами для взрослых. Исковые требования мотивированы тем, что Клинцова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске комнатной с ручным управлением, памперсами. Клинцова В.А. 15 июня 2010 года обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Клинцова В.А. обратилась в Большеулуйскую прокуратуру с заявлением о необходимости заявления в ее интересах иска по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-5). 13 апреля 2011 года, Большеулуйский прокурор уточнил свои исковые требования, согласно которых просил обязать ответчика не предоставить технические средства и памперсы Клинцовой В.А., а обязать обеспечить инвалида второй группы техническими средствами реабилитации в виде комнатной креслом коляской с ручным управлением и памперсами. (л.д.29-30). В судебном заседании процессуальный истец – пом. Прокурора Большеулуйского района уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Истица Клинцова В.А.., извещенная о дате судебного заседания, не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствии. Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. (полномочии проверены) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, поскольку в настоящее время отсутствуют контракты на поставку кресел-колясок, в связи с чем выдать направление на его получение, а тем более само изделие не представляется возможным. Кроме того, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации. Аналогичная позиция изложена в представленном суду отзыве (л.д.31). Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора Большеулуйского района, заявленные в интересах инвалида второй группы Клинцовой В.А.. следует удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 7). Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Как установлено по делу, Клинцова В.А. на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Согласно ее индивидуальной программе реабилитации инвалида № от 24 мая 2010 года Клинцова В.А. нуждается в техническом средстве реабилитации комнатной кресле-коляске с ручным управлением комнатной, памперсах (л.д. 15-16). Истица Клинцова В.А. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получила с 24 мая 2010 года право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации, в том числе и креслом-коляской. С этой целью Клинцова В.А. 15 июня 2010 года обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д. 7). Согласно уведомлению от 15 июня 2010 года документы, поданные истицей, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 7 оборот сторона). 14 июля 2010 года, Клинцовой В.А. выданы направления на получение TCP за № 2693, 2694,2695, 2696 (л.д. 9-11), однако фактически Клинцова В.А. вышеуказанным средством технической реабилитации комнатной креслом-коляской с ручным приводом и памперсами в положенном объеме не обеспечена. Непредставление Клинцовой В.А.. технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что Большеулуйским прокурором заявлены незаконные требования о возложении на них обязанности по предоставлению фондом Клинцовой В.А. технических средств, поскольку как видно из текста уточненного искового заявления и его просительной части, прокурор заявляет требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению, а не по предоставлению технических средств инвалиду и именно в порядке, определенном действующим законодательством, в силу которого на ответчика возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, о чем указывает представитель ответчика в своих возражениях. Кроме того, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора также и в части возложения обязанности на ответчика по обеспечению инвалида Клинцову В.А. памперсами <данные изъяты>, без указания их количества обеспечения, поскольку данные нормы и порядок их предоставления также определен специальными нормами федеральных законов « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения техническими средствами реабилитации и т.д. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Клинцову В.А. техническим средством реабилитации комнатной креслом-коляской с ручным управлением, памперсами следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Клинцовой В.А. техническими средствами м реабилитации, незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Клинцову В.А. техническим средством реабилитации- комнатным креслом-коляской с ручным управлением, а также памперсами <данные изъяты> в соответствии с нормами, установленными законом. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Лучина Н.Б.