2-4104/2011



Дело № 2-4104/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего Федерального судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием процессуального истца Ачинского транспортного прокурора Максимова М.А.,

при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к негосударственному учреждению здравоохранения «****************» об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязании оборудования специального приспособления (пандуса) и парковочных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, в срок до 27.04.2012 года, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к негосударственному учреждению здравоохранения «****************» (далее Учреждение) об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимости оборудования специального приспособления (пандуса) и парковочных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, в срок до 27.04.2012 года.

Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности НУЗ «****************». В ходе проведенной проверки установлено, что здание НУЗ «****************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К не отвечает требованиям законодательства в части наличия специальных приспособлений для инвалидов (пандусов). Кроме того, при проверке установлено, что стоянка возле главного корпуса и административного здания Учреждения не отвечает требованиям законодательства в части наличия парковочных мест для специальных автотранспортных инвалидов. Согласно данным НУЗ «****************» квота для инвалидов в Учреждении составляет 5 рабочих мест, фактически работают 2 инвалида.

В связи с тем, что бездействие НУЗ «****************», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение Учреждения нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Ачинский транспортный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 2-5).

В судебном заседании Ачинский транспортный прокурор Максимов М.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика НУЗ «****************», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, почтовым извещением (л.д. 32), в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований суду не представил.

Представитель третьего лица - начальник Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Тимофеева Л.И., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 30), в судебное заседание не явилась, в представленном суду отзыве поддержала исковые требования Ачинского транспортного прокурора в полном объеме, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 31).

Поскольку представитель ответчика НУЗ «****************», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, дело с согласия истца рассматривалось судом по правилам заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ч.2)

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.( пункт2)

На основании п.. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Частью 9 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Согласно материалам дела, 22 сентября 2011 года Ачинским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур. По результатам проверки составлен акт, согласно которого на момент проверки на территории НУЗ «****************» в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», раздела 4 СНиП 2.08.02-89, утвержденных 01.01.1990 г. постановлением Государственного строительного комитета СССР от 06.05.1989 г. № 89, главный корпус и административное здание Учреждения, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К, не оборудованы специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения.

Кроме того, в нарушение ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» стоянка возле вышеуказанных зданий не оборудована местами (не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, что является нарушением прав инвалидов - для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры (л.д. 9).

НУЗ «****************» зарегистрировано в качестве юридического лица 12 ноября 2000 года (л.д. 23 с обр. ст.).

Согласно Уставу НУЗ «****************» осуществляет деятельность по проведение испытаний медицинского оборудования, лекарственных средств и товаров медицинского назначения, проведение биомедицинских исследований, а также работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной,

высокотехнологичной, скорой помощи (л.д. 14-23).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, НУЗ «****************» осуществляет свою деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К, находящемся в его оперативном управлении (л.д. 6).

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.

В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, как установлено в ходе рассмотрения дела, нежилое здание литер Б (главный корпус, административный корпус) по адресу: г.Ачинск, ул. К на основании распоряжения ОАО «Российские железные дороги» № ****р от 10.12.2004 г. и акта приема-передачи от 31.01.2005 г., принадлежит на праве оперативного управления НУЗ «****************», свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2007 г. (л.д. 6).

Устав НУЗ «****************», утвержденный 03.08.2009 г. решением единственного учредителя ОАО «РЖД», предусматривает, целью создания указанной некоммерческой организации является охрана здоровья граждан посредством выполнения медицинских работ и оказания услуг доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, медицинских экспертиз, а также медицинское обеспечение безопасности движения поездов (л.д. 14-15).

В ходе проверки установлено, что здание НУЗ «****************», расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К не отвечает требованиям законодательства в части наличия специальных приспособлений для инвалидов (пандусов) и наличия парковочных мест для специальных автотранспортных инвалидов.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), в связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на лиц, эксплуатирующих здания под учреждения социальной инфраструктуры, в том числе и здание по адресу: г.Ачинск, ул. К, в котором размещено НУЗ «****************», являющееся объектом социальной инфраструктуры.

Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.

Частью 9 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» предусмотрено оборудование возле объектов социальной инфраструктуры не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Отсутствие указанных приспособлений для парковки и входа в помещение поликлиники, оборудованного пандусом, по адресу: г. Ачинск, ул. К препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При решении вопроса о возложении обязанности по оборудованию входа в помещение и парковки возле поликлиники, расположенной в здании по адресу: г.Ачинск, ул. К, суд исходит из норм Гражданского законодательства, устанавливающего, что именно собственник, иное лицо в чьём владении находится недвижимое имущество, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», устанавливающей, что собственники объектов социальной инфраструктуры должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Принимая во внимание, что здание поликлиники (главный и административный корпуса) принадлежит на праве оперативного управления НУЗ «****************», суд считает необходимым обязать НУЗ «****************» принять меры для оборудования входа в помещение поликлиники и стоянки возле поликлиники по адресу: г.Ачинск, ул. К для маломобильных групп населения.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым исковые требования Ачинского транспортного прокурора в отношении НУЗ «****************» удовлетворить, признать бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение НУЗ «****************», расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. К, незаконным, обязать НУЗ «****************» обустроить вход в помещение поликлиники пандусами и оборудовать возле поликлиники парковочные места для специальных автотранспортных средств инвалидов в срок до 27.04.2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к негосударственному учреждению здравоохранения «****************» об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязании оборудования специального приспособления (пандуса) и парковочных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, удовлетворить.

Признать бездействие негосударственного учреждения здравоохранения «****************», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение негосударственному учреждению здравоохранения «****************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К, незаконным.

Обязать негосударственное учреждение здравоохранения «****************» в срок до 27 апреля 2012 года, принять меры к обустройству входа в помещение негосударственного учреждения здравоохранения «****************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. К, пандусами и оборудовать стоянку возле главного и административного корпусов парковочными мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Ответчик вправе подать заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

Решение также может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Г.Ю. Кушнарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200