Дело №2-4105(2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего Федерального судьи Кушнаревой Г.Ю., с участием процессуального истца Ачинского транспортного прокурора Максимова М.А. представителя ответчика Стариковой Н.Д., при секретаре Костенко Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к негосударственному дошкольному образовательному учреждению «**************************» об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязании оборудования специального приспособления (пандуса) в соответствии с требованиями строительных норм и правил в срок до 27.04.2012 года, суд УСТАНОВИЛ: Ачинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к негосударственному дошкольному образовательному учреждению «**************************» об устранении нарушений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязании оборудования специального приспособления (пандуса) в соответствии с требованиями строительных норм и правил в срок до 27.04.2012 года. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства «О социальной защите инвалидов в РФ» в деятельности негосударственного дошкольного образовательного учреждения «**************************». В ходе проведенной проверки установлено, что здание НДОУ «**************************», расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10Б не отвечает требованиям законодательства в части наличия специальных приспособлений для инвалидов (пандусов). В связи с тем, что бездействие НДОУ «**************************», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение детского сада нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Ачинский транспортный прокурор обратился в суд с данным исковым заявлением (л.д. 2-4). В судебном заседании Ачинский транспортный прокурор Максимов М.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика – директор НДОУ Детский сад № 190 ОАО С, действующая на основании приказа о назначении руководителя № 927 от 30.11.2209 г. (л.д. 20), исковые требования признала. Представитель третьего лица - начальник Красноярского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Тимофеева Л.И., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 24), в судебное заседание не явилась, в представленном суду отзыве поддержала исковые требования Ачинского транспортного прокурора в полном объеме, просила рассмотреть дело в её отсутствие (л.д. 25). Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты ( ч.2) Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации.( пункт2) На основании п.. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке. Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов. Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах. Согласно материалам дела, 22 сентября 2011 года Ачинским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», предусматривающего использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур. По результатам проверки составлен акт, согласно которому, на момент проверки на территории НДОУ «**************************» в нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», раздела 4 СНиП 2.08.02-89, утвержденных 01.01.1990 г. постановлением Государственного строительного комитета СССР от 06.05.1989 г. № 89, здание, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10Б, не оборудовано специальным приспособлением (пандусом) для передвижения маломобильных групп населения. НДОУ «**************************» зарегистрировано в качестве юридического лица 12 июля 2004 года. Согласно Уставу НДОУ «**************************» является некоммерческой организацией осуществляет деятельность по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, физическому, интеллектуальному и личностному развитию каждого воспитанников с учетом индивидуальных способностей, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии воспитанников, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержке (л.д. 6). Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, НДОУ «**************************» осуществляет свою деятельность в нежилом помещении, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10б, находящемся в его оперативном управлении (л.д. 12). Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. В силу положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Таким образом, как установлено в ходе рассмотрения дела, нежилое здание литер Б дошкольного эстетического центра «***********» по адресу: г.Ачинск, ул. А, 10Б на основании распоряжения ОАО «Российские железные дороги» № **** р от 14.12.2004 г., принадлежит на праве оперативного управления НДОУ «**************************», свидетельство о государственной регистрации права от 10.06.2005 г. (л.д. 12). Устав НДОУ «**************************», утвержденный 25.05.2004 г. решением единственного учредителя ОАО «РЖД», предусматривает, целью создания указанной некоммерческой организации является по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, физическому, интеллектуальному и личностному развитию каждого воспитанников с учетом индивидуальных способностей, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии воспитанников, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержке (л.д. 5-11). В ходе проверки установлено, что здание НДОУ «**************************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10Б не отвечает требованиям законодательства в части наличия специальных приспособлений для инвалидов (пандусов). Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), в связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на лиц, эксплуатирующих здания под учреждения социальной инфраструктуры, в том числе и здание по адресу: г.Ачинск, ул. А, 10Б, в котором размещено НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Ачинск» ОАО «Российские железные дороги», являющееся объектом социальной инфраструктуры. Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу. Отсутствие пандуса при входе в помещение детского сада по адресу: г.Ачинск, ул. А, 10Б препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При решении вопроса о возложении обязанности по оборудованию входа в помещение детского сада, расположенного в здании по адресу: г.Ачинск, ул. А, 10Б, суд исходит из норм Гражданского законодательства, устанавливающего, что именно собственник, иное лицо в чьём владении находится недвижимое имущество, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», устанавливающей, что собственники объектов социальной инфраструктуры должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Принимая во внимание, что здание детского сада принадлежит на праве оперативного управления НДОУ «**************************», суд считает необходимым обязать НДОУ «**************************» принять меры для оборудования входа в помещение детского сада по адресу: г.Ачинск, ул. А, 10 Б, пандусом для маломобильных групп населения. Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым исковые требования Ачинского транспортного прокурора в отношении НДОУ «**************************» удовлетворить, признать бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение НДОУ «**************************», расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. А, 10Б, незаконным, обязать НДОУ «**************************» обустроить вход в помещение детского сада пандусом в срок до 27.04.2012 года. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к негосударственному дошкольному образовательному учреждению «**************************», обязании оборудования специального приспособления (пандуса), удовлетворить. Признать бездействие негосударственному дошкольному образовательному учреждению «**************************», выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение негосударственного дошкольного образовательного учреждения «**************************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10Б, незаконным. Обязать негосударственное дошкольное образовательному учреждение «**************************» в срок до 27 апреля 2012 года, принять меры к обустройству входа в помещение негосударственного дошкольного образовательного учреждения «**************************», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. А, 10Б, пандусом. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд. Судья Г.Ю. Кушнарева