2-4309(2011) 27 октября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В., с участием представителя заявителя Голубковой Ю.А., представителя заинтересованного лица Ключеня О.Н., при секретаре Васильченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Горного сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения и согласованию с уполномоченным органом, обязании разработать и согласовать проект организации дорожного движения, суд У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Горного сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения и согласованию с уполномоченным органом, обязании разработать и согласовать проект организации дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что проведенной проверкой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений установлено нарушение администрацией Горного сельсовета законодательства по организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, так как до настоящего времени администрацией Горного сельсовета в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте, в результате чего в сельских населенных пунктах сельсовета дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории сельских населенных пунктов установлены администрацией произвольно без надлежащего согласования с уполномоченным органом, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог сельских поселений сельсовета нарушает права и интересы граждан, участников дорожного движения, в связи с чем, прокурор с целью защиты интересов неопределенного круга лиц просит обязать Администрацию Горного сельсовета в срок до 30.12.2011 г. разработать и направить на согласование в ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов сельсовета. В судебном заседании представитель заявителя Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора Голубкова Ю.А. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснила, что проект организации дорожного движения администрацией Горного сельсовета не разработан, выполнение отдельных действий по содержанию дорог населенных пунктов, установка дорожных знаков не может являться надлежащей организацией дорожного движения на территории сельсовета, поэтому просит требования прокурора удовлетворить. Представитель заинтересованного лица администрации Горного сельсовета Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности от 25.10.2010 г. (л.д. 19), с требованиями прокурора не согласилась, указав, что в 2008 – 2010 г.г. администрацией сельсовета проводилась работа по организации дорожного движения в населенных пунктах сельсовета, установлены дорожные знаки, производится очистка дорог, ямочный ремонт, однако полагает, что разработка и согласование с ОГИБДД проекта организации дорожного движения сельсоветами законодательством не предусмотрены, так как Положением о ГИБДД, на этот орган возложены обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах. Для сельских населенных пунктов разработка проектов организации дорожного движения не предусмотрена из-за отсутствия интенсивных транспортных потоков. Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В силу п.п. 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 5 Федерального закона определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Элементы обустройства автомобильных дорог, определены в ст. 3 данного закона, где указано на сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 указанного закона). Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21 закона). Как установлено по делу, Администрация Горного сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, действует на основании Устава, зарегистрированного с изменениями 27.04.2011 г. (л.д.10-16). В соответствии с ч. 2 ст. 9 Устава Горного сельсовета Ачинского района Красноярского края - в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: поселок Горный, д. Орловка, д. Карловка, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения. В силу с. 7 Устава Горного сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В сентябре 2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка совместно со службой дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района законодательства по организации дорожного движения и установлено, что администрацией Горного сельсовета в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов сельсовета, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах, о чем сообщено прокурору ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» 29.09.2011 г. (л.д.7) и не отрицалось представителем заинтересованного лица Администрации Горного сельсовета. Из указанных в отзыве представителем заинтересованного лица сведений о выполненных работах за 2008 - 2010 г.г. видно, что администрация Горного сельсовета заказывала работы по содержанию автомобильных дорог в населенных пунктах сельсовета, которые были выполнены и приняты, но проект организации дорожного движения до настоящего времени не заказан, не разработан и на согласование в уполномоченный орган не представлен (л.д. 20-21). Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица администрации Горного сельсовета об отсутствии требований законодательства для органов местного самоуправления о разработке указанных проектов, так как данная позиция связана с неправильным толкованием требований закона и иных нормативных актов по организации дорожного движения. Таким образом, суд полагает, что данным бездействием администрации сельсовета нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения и, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что при этом нарушаются конституционные права граждан, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать администрацию Горного сельсовета разработать и согласовать с ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Горного сельсовета Ачинского района, при этом определить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2012 г. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Горного сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Горного сельсовета и согласованию проекта с уполномоченным органом. Обязать администрацию Горного сельсовета Ачинского района разработать и согласовать с ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Горного сельсовета Ачинского района в срок до 01 июня 2012 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2011 г.