Дело № 2-4300\11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской, с участием истца Никулина Е.В., а также представителя ответчика Плехневич В.П., действующей на основании доверенности от 26.10.2011 г. (л.д.25), при секретаре Богатовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никулина Е.В. к Государственному учреждению «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» о восстановлении нарушенных прав, У С Т А Н О В И Л: Никулин Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» (далее ГУ «ОФПС-5) о признании незаконным решение заседания жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» №11 от 10.11.2010 г., обязывании восстановить его и членов его семьи в списке очередников, нуждающихся в получении жилья с момента первоначальной постановки на учет, а также включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Свои требования мотивировал тем, что с 10 августа 1993 года он является сотрудником ГУ «ОФПС-5, в настоящее время занимает должность заместителя начальника, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет. В феврале 1998 г. ему и членам его семьи, было предоставлено ответчиком для проживания служебное жилое помещение по адресу: г. Ачинск ул. Лапенкова. 04 октября 2011 года Военно-врачебной комиссией МЧС Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю, его признали ограниченно годным к военной службе с установлением категории «В», т.е. не годным к службе в должности заместителя начальника, на основании чего, по состоянию здоровья и выслуги лет, полагает, что имеет право на включение его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Однако, на свой рапорт от 14 октября 2011 года, о включении его в данную программу, он получил отказ ответчика, мотивированный тем, что 10.11.2010 года решением заседания жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» он был исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по переименованию подразделений и перехода с краевого бюджета на финансирование за счет средств федерального бюджета с 01.01.2009 года. Вместе с тем, с 1998 года он и члены его семьи проживают в служебной квартире, другого жилья не имеют, в связи с чем считает, что указанное решение нарушает его конституционные права и не соответствует закону (л.д.4-5,23). Никулин Е.В. в судебном заседании на своих исковых требованиях настаивал по аналогичным основаниям. Представитель ответчика Государственного учреждения «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» Плехневич В.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая действия ответчика по исключению Никулина Е.В. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий 10.11.2010 года правомерными, поскольку в настоящее время учет нуждающихся производится в настоящее время органом местного самоуправления, соответственно, отказ во включении в подпрограмму на получение жилищного сертификата, также правомерен. Позиция ответчика изложена в письменном отзыве (л.д.26). Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования Никулина Е.В. удовлетворить, по следующим основаниям. На основании п.3 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в частности, из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности. Как установлено по делу, подполковник внутренней службы Никулин Е.В. поступил на службу в органы внутренних дел 01 октября 1990 года и его выслуга лет в календарном исчислении на 01 октября 2011 года составляет 22 года 04 месяца 17 дней, что подтверждается справкой начальника ГУ «ОФПС-5» (л.д.10). В настоящее время занимает должность заместителя начальника указанного учреждения (л.д.17). На основании его рапорта от 03.02.1998 года (л.д.7), Никулин Е.В. и члены его семьи супруга Никулина Н.С. и дочь Никулина Ю.Е., 1997 года рождения, решением жилищно-бытовой комиссии ПЧ-15 ОГПС-5 от 03 февраля 1998 года были включены в очередь на получение жилья, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (л.д.19). Однако, на заседании жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» 10 ноября 2010 года, было принято решение об исключении Никулина Ю.Е. и членов его семьи – супруги Никулиной Н.С., дочери Никулиной Ю.Е., сына Никулина И.Е., 2004 года рождения, из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивированное «неимением юридической силы» ранее принятых решений о постановке, в связи с «проведением организационно-штатных мероприятий по переименованию подразделений ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны» (л.д.20). Между тем, ни Никулин Е.В., ни члены его семьи жилых помещений в собственности, либо в социальном найме не имеют, сведений об их зарегистрированных правах на жилые помещения в государственных регистрационных органах отсутствует (л.д.11-18). С 1998 года и по настоящее время семья Никулиных зарегистрирована и фактически проживает, в служебном помещении по адресу: г.Ачинск, ул. Лапенкова, дом … квартира … (л.д.6), на условиях найма служебного помещения на период службы, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании. Решением военно-врачебной комиссии МСЧ Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю от 04.10.2011 года подполковник внутренней службы зам.начальника ГУ «ОФПС-5» Никулин Е.В. признан ограниченно годным к военной службе и не годным к службе в должности, которую занимает в настоящее время (л.д.9). Полагая, что он имеет право на получение жилищного сертификата, Никулин Е.В. 17 октября 2011 года обратился по месту своей службы с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», приложив к нему соответствующие документы (л.д.8). Однако, письмом от 17.10.2011 года ему было отказано в этом, по тем основаниям, что он не является нуждающимся в жилых помещениях и в списках очередников на получение жилых помещений ГУ «ОФПС-5» он не состоит. ( л.д.21). Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права, Никулин Е.В. был вынужден обратиться в суд с настоящим иском. Оценивая требования истца, суд приходит к выводу, что решение жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» от 10 ноября 2010 года об исключении Никулина Е.В. и членов его семьи из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором он состоял с 03.02.1998 года, является явно не основанном законе, а потому подлежащему отмене по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с п. 10 Постановления исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 N 63/3 (ред. от 15.11.2005) "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае" и ст. 30 ЖК РСФСР, предусмотрена была обязанность ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях по месту работы. В силу требований ст. 7, 8 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О пожарной безопасности", на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Согласно п.п.2,3 Приказа МВД РФ от 24.05.2003 N 345 (ред. от 27.07.2004) "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения. Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и указанных требований закона, Никулин Е.В. и члены его семьи имели право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту его службы, с момента первоначальной постановки на такой учет, т.е. с 03.02.1998 года и до настоящего времени, поскольку обстоятельства, предусмотренные ст. 56 Жилищного кодекса РФ для его снятия с указанного учета, отсутствовали. Так, основанием об исключении Никулина Ю.Е. и членов его семьи из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятом на заседании жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» от 10 ноября 2010 года, явилось «неимение юридической силы» ранее принятых решений о, а также «проведение организационно-штатных мероприятий по переименованию подразделений ГУ «5 отряд Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны» ( л.д.20). Вместе с тем, такие основания для снятии лица с учета, ст. 56 ЖК РФ, не предусмотрены. Также суд учитывает, что в связи с вступление в законную силу с 01 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ, указанный пункт 10 Правил учета граждан, утратил силу и списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были быть переданы администрациями организаций и учреждений в муниципальные органы, на которых ЖК РФ, была возложена обязанность по учету нуждающихся граждан, о чем было указано представителем ответчика в своих возражениях. Вместе с тем, не исполнение своевременно и надлежащим образом должностными лицами своих обязанностей по передаче учетных дел и списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальные органы, не может быть поставлено в зависимость от соблюдения законных прав и интересов гражданина, гарантированных ему государством. Кроме того, до настоящего времени не утратили силу ведомственные приказы, предусматривающие возможность учета сотрудников и военнослужащих главных управлений МЧС России, государственных учреждений отрядов федеральной противопожарной службы, жилищными комиссиями по месту их службы. Доказательств отпадения обстоятельств, на основании которых Никулин Е.В. был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы 03.02.1998 года, ответчиком суду не представлено. В соответствии со ст.1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), было установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно пункта 5 Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 19 указанных Правил, предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением следующих документов: а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации). Из представленных Никулиным Е.В. в материалы дела документов усматривается, что истец соответствует всем требованиям граждан, имеющих право на получение указанного жилищного сертификата. При таких обстоятельствах, а также требованиях закона, суд приходит к выводу о том, что Никулин Е.В. действительно являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, правомерно состоял на учете в качестве такового по месту службы, до настоящего времени данное обстоятельство не отпало, выработал необходимый стаж службы в должностях, позволяющих участвовать в подпрограмме на получение жилищного сертификата, в связи с чем все последующие действия ответчика по его снятию с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказу во включение в списки лиц, участвующих в государственной подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», следует признать не законными, поскольку Никулин Е.В. подпадает по категорию лиц, имеющих право на получение указанного жилищного сертификата. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Никулина Е.В. к Государственному учреждению «5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю», удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «ОФПС-5» №11 от 10.11.2010 года в части исключения из списка нуждающихся в получении жилой площади и отмены ранее принятого решения о включении в список нуждающихся в получении жилой площади сотрудника ГУ «ОФПС-5» Никулина Е.В. и членов его семьи в составе трех человек. Обязать Государственное учреждение « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» восстановить Никулина Е.В. и членов его семьи в составе 3 человек в списке очередников (сотрудников государственной противопожарной службы), нуждающихся в получении жилой площади с момента первоначальной постановки на учет. Обязать Государственное учреждение « 5 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» включить Никулина Е.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Г.И. Лазовская Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2011 г.