Дело № 2-3744/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 октября 2011 г. г. Ачинск Красноярского края Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П., при секретаре Усковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горячкина С.О. на бездействие Нижнепойменской прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, УСТАНОВИЛ: Горячкин С.О. обратился в суд с заявлением на бездействие Нижнепойменской прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а именно, признании факта нарушения его прав бездействием Нижнепойменской прокуратуры по не проведению проверки по его заявлению, отказе в предоставлении информации, обязании провести проверку и ознакомить его с материалами проверки. Мотивировал свое заявление тем, что 09.10.2010г. и 08.10.2010г. в отряде, где находится заявитель, производились обыски без его присутствия. После обысков, у него пропали личные вещи: черная футболка, комплект постельного белья (новый) и банное полотенце. Причин изъятия вещей не сообщили, акта о помещении изъятых вещей в вещкоптерку не выдали. После нескольких обращений в администрацию ИК, 08.11.2010г. заявитель обратился в Нижнепойменскую прокуратуру. В январе 2011 года им был получен ответ А.П. Хомякова на его жалобу, перенаправленную Нижнепойменской прокуратурой, в котором администрация колонии подтвердила факт изъятия вещей, сообщив также, что изъятые вещи лежат на вещкоптерке. 28.01.2011г. им повторно было подано заявление в Нижнепойменскую прокуратуру о разъяснении причин изъятия личных вещей, принятии мер по их возвращению, установлению, чьи вещи лежат на складе, ознакомлению с материалами проверки, а также сообщить причины пересылки первоначального заявления. Однако, до настоящего времени никакого ответа им не получено, что является нарушением его прав, а именно, ч.2 ст.24 Конституции РФ, п.4.16, 5.19 Инструкции прокуратуры №120 от 26.12.2006г., ст.33 Конституции РФ. Поскольку срок, предусмотренный для ответа на его обращение уже истек, просит признать факт нарушения его прав бездействием Нижнепойменской прокуратуры, а именно, не проведением проверки по его заявлению, отказом в предоставлении ему информации, восстановить его права, обязав прокуратуру провести проверку по его заявлению, ознакомить с материалами данной проверки (л.д. 60). Заявитель Горячкин С.О. о месте и времени судебного разбирательства извещен заблаговременно надлежащим образом почтовым извещением и по электронной почте через администрацию колонии (л.д.115,124), в судебное заседание не явился, отбывает наказание по приговору суда в Исправительной колонии. Правом обеспечить участие в судебном заседании своего представителя заявитель не воспользовался. Исходя из характера рассматриваемого гражданского дела, возникающего из публичных правоотношений, при рассмотрении которого, не заявитель, а государственный орган либо должностное лицо, чьи действия обжалуются обязан доказать законность оспариваемых действий (бездействия), принимая во внимание, что в силу ст.257 ГПК РФ, неявка заявителя при рассмотрении дела данной категории не является препятствием к его рассмотрению, учитывая, что заявителю судом было предоставлено достаточно времени для обоснования своих доводов, доказывающих факт нарушения его прав, запрошены по его ходатайству необходимые документы, отзыв Нижнепойменской прокуратуры на его заявление и копии запрашиваемых документов, представленные суду, заблаговременно были направлены и вручены под расписку заявителю (л.д.115), в связи с чем, суд полагает возможным оставить ходатайство Горячкина С.О. о личном участии в судебном заседании при рассмотрении данного дела без удовлетворения и рассмотреть гражданское дело без этапирования заявителя в судебное заседание. Заинтересованное лицо Нижнепойменский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на заявление Горячкина С.О., из которых следует, что действительно 08.11.2010г. Горячкиным С.О., являющегося осужденным и отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, было подано заявление в Нижнепойменскую прокуратуру за на незаконные действия администрации колонии, а именно, об изъятии его личных вещей. В январе 2011 года Горячкиным С.О. получен ответ от Хомякова А.П. на жалобу, направленную Нижнепойменской прокуратурой ИУ, в которой подтверждается факт изъятия вещей и сообщено, что вещи хранятся в вещевой каптерке. 25.01.2011 года Горячкиным С.О. подано заявление в Нижнепойменскую прокуратуру, в котором он просит разъяснить причину изъятия личных вещей, принять меры к их возвращению, установить, чьи вещи лежат на складе и значатся на его имени, ознакомить с материалами проверки, сообщить причины пересылки его первого обращения в УРУОУХД. Сообщает, что ответа он не получил, чем таким образом были нарушены его права на обращение, на защиту и на доступ к информации. Нижнепойменская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях считает заявление Горячкина С.О. необоснованным по следующим основаниям. Правом на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления осужденный Горячкин С.О. не обделен, что подтверждается фактом поступления в прокуратуру его обращения, направленного через администрацию колонии 08.11.2010г. в закрытом виде, а также второго упомянутого им заявления от 25.01.2011г. Жалоба (заявление) осужденного Горячкина С.О. от 25.01.2011г., направленная через администрацию колонии 28.01.2011г., поступила в прокуратуру 02.02.2011г. По результатам рассмотрения осужденному Горячкину С.О. заместителем прокурора дан ответ 04.03.2011г. в течение 30 дней со дня регистрации, что соответствует ч.1 ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ч.2 ст.10 ФЗ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», п.5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007г. №200. В ответе от 04.03.2011г. на жалобу Горячкина С.О. от 25.01.2011г. разъяснен порядок ознакомления с материалами проверки и причины направления его предыдущего обращения в УРУОУХД ГУФСИН Края. На основании вышеизложенного, просил в удовлетворении заявления Горячкину С.О. отказать (л.д.108-110). Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования Горячкина С.О. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 254,256 ГПК РФ, граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г, N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г, N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Пунктами 3,6 ст.8 Закона предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Приказом Генерального прокурора РФ № 200 от 17.12.2007 г. введена в действие Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ». Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации (пункт 1). Согласно п.п. 2.1, 3.1, 3.5, 3.7 положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, свобод и интересов гражданина. Обращение, подлежащее разрешению другими органами и учреждениями, в 7-дневный срок со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителя и разъяснении принятого решения. Запрещается направление обращения на рассмотрение в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются. Пунктами 4.14, 4.15 Инструкции установлено, что по окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами заявитель ознакомлен. Согласно п. 5.1 Инструкции, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством. В Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П Конституционного Суда Российской Федерации содержится вывод о том, что ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральными законами, устанавливающими специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленной ее содержанием; при этом, во всяком случае каждому должна быть обеспечена защита данного права в суде. В судебном заседании установлено, что Горячкин С.О. является осужденным и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима. Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, 09 октября 2010 года в колонии были проведены обысковые мероприятия, в ходе которых у осужденного Горячкина С.О. были изъяты: 1 комплект постельного белья цветного, 2 полотенца, 1 футболка черного цвета. Комплект постельного белья и два полотенца приняты по акту от 27.10.2010г. Указанные вещи сданы на склад для хранения по актам от 25.10.2010г. и от 27.10.2010г. (л.д. 81). 08 ноября 2011 г. Горячкин С.О. обратился в Нижнепойменскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с жалобой на руководство колонии с требованием провести проверку по фактам незаконности изъятия вышеуказанных вещей, признать факт нарушения его прав и наказать виновных, ознакомить с материалами проведенной проверки (л.д.102,104). Данное обращение Горячкина С.О. было направлено прокуратурой для его разрешения и.о. начальника Управления по руководству учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности (УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю), как контролирующему органу ИК, в пределах компетенции которого находится разрешение указанных в жалобе Горячкина С.О. вопросов (л.д.101). После чего, 21 декабря 2010 года и.о. начальника УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю Хомяковым А.П. Горячкину С.О. был дан ответ, в котором сообщено, что его жалоба об изъятии личных вещей в ИК рассмотрена, нарушений сотрудниками колонии не установлено (л.д.105), что не оспаривается Горячкиным С.О. 25 января 2011 года Горячкин С.О. вновь обратился в Нижнепойменскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением, в котором просит сообщить причину пересылки первоначального обращения в УРУ ОУХД ГУФСИН России, разъяснить причину изъятия вещей, принять меры по их возращению, ознакомить с материалами проведенной проверки (л.д.106-107,100). Жалоба (заявление) осужденного Горячкина С.О. от 25.01.2011г., направленная через администрацию колонии 28.01.2011г., поступила в прокуратуру 02.02.2011г. По результатам рассмотрения заявления проведена проверка и осужденному Горячкину С.О. заместителем прокурора 04.03.2011г. дан ответ, согласно которому, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Также заявителю было разъяснено, что данный ответ может быть обжалован Горячкиным С.О. прокурору Красноярского края или в суд, ознакомиться с материалами проверки Горячкин С.О. может лично прибыв в прокуратуру или через своего представителя, а также было разъяснено, что предыдущее обращение было передано в УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю для разрешения вопросов по жалобе как в контролирующий орган ИК (л.д.103). В апреле 2011 года Горячкин С.О. обратился в суд с заявлением об обжаловании бездействия Нижнепойменской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по не проведению проверки по его заявлению, отказе в предоставлении информации, понуждении к проведению проверки и ознакомлению с материалами проверки (л.д.60). При исследовании доводов заявителя о причинах пересылки Нижнепойменской прокуратурой первоначального заявления Горячкина С.О. судом установлено, что заявление Горячкина С.О. от 08.11.2010г. на действия сотрудников ИК было направлено для его разрешения и.о. начальника Управления по руководству учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности (УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю), как контролирующему органу ИК, что соответствует п.3.1 Инструкции, поскольку УРУ ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является вышестоящим органом по отношению к ИК, чьи действия обжалуются, что соответствует ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ч.5 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200. Согласно представленным материалам, 25 января 2011 года Горячкин С.О. вновь обратился в Нижнепойменскую прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту изъятия его личных вещей при проведении обыска сотрудниками колонии, в связи с чем, не получив сведения о результатах проверки, обжаловал бездействие прокуратуры в суд. Вместе с тем, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, заявление Горячкина С.О. от 25.01.2011г. было рассмотрено прокуратурой в установленный законом срок, после чего 04 марта 2011 года в течение 30 дней со дня регистрации заявителю дан ответ по его заявлению, что соответствует ч.1 ст.12 ФЗ от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ч.2 ст.10 ФЗ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», п.5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007г. №200, а также Горячкину С.О. было разъяснено, что решение прокуратуры может быть обжаловано прокурору Красноярского края или в суд (л.д.103). Из ответа заместителя Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на заявление Горячкина С.О. от 25.01.2011г., направленного 04.03.2011г. начальнику колонии для объявления осужденному Горячкину С.О. следует, что его жалоба от 25.01.2011г. на незаконное изъятие личных вещей проверена и признана необоснованной, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.103). Законность произведенного в отряде ИК 09.10.2011г. обыска и изъятия у Горячкина С.О. личных вещей в рамках данного заявления не оспаривается. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что осужденный Горячкин С.О. не был лишен права на проведение проверки по его заявлению, его заявления на незаконность изъятия личных вещей подлежали рассмотрению, в соответствии с требованиями ФЗ Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» и были рассмотрены. Первоначальное заявление в установленном порядке направлено в вышестоящий орган должностного лица, чьи действия были обжалованы, повторное заявление в установленный законом срок рассмотрено прокуратурой, заявителю по результатам проведения проверки дан мотивированный ответ. Нарушений прав заявителя по предоставлению информации о результатах проведенной по его заявлению проверки судом не установлено. Вместе с тем, суд считает, что заявитель Горячкин С.О. необоснованно был лишен Нижнепойменской прокуратурой права ознакомиться с материалами проверки. Согласно ст. 24 п. 2 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. На основании ст. 55 п. 3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В части 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" закреплено право гражданина на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В пункте 4.14 Инструкции, по сути, воспроизведено приведенное законоположение, указаны те же самые ограничения на ознакомление с материалами проверок, которые содержатся в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, дополнительные обременения права граждан на ознакомление с документами и материалами не предусмотрены. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-11 "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 ФЗ "О прокуратуре РФ" в связи с жалобой гражданина Б.А.Кехмана", не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого, на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации. Согласно ответа, данного заместителем Нижнепойменского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по результатам проведения проверки по заявлению Горячкина С.О. от 25.01.2011г., с материалами проверки по его заявлению Горячкин С.О. вправе ознакомиться лично, прибыв в Нижнепойменскую прокуратуру ИУ или через своего представителя (л.д.103). Действительно, исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов не следует, каким образом должно быть реализовано право заявителя на ознакомление с материалами проверки по его заявлению, вместе с тем, статья 24 п.2 Конституции РФ прямо корреспондирует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Таким образом, принимая во внимание, что заявитель отбывает наказание по приговору суда в колонии, в связи с чем, не имеет возможности в любое время лично ознакомиться с материалами проверки, данные, свидетельствующие о возможности заявителя направить представителя для ознакомления с материалами проверки у суда отсутствуют, учитывая, что сведений, содержащихся в материалах проверки по заявлению Горячкина, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, равно, как и невозможности направить заявителю копии материалов проверки по почте, Нижнепойменской прокуратурой суду не представлено, суд считает заявленные требования Горячкина С.О. в части нарушения его прав со стороны Нижнепойменской прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ознакомление с материалами проверки подлежащими удовлетворению, поскольку ограничение доступа заявителя к ознакомлению с материалами проверки по его заявлению только путем личного ознакомления либо через представителя нарушает его конституционное право на доступ к информации. В остальной части заявление о нарушении прав является необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Горячкина С.О. на бездействие Нижнепойменской прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично. Признать незаконными действия Нижнепойменской прокуратуры Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части нарушения прав Горячкина С.О. на ознакомление с материалами проверки по его заявлению от 25.01.2011 года на незаконное изъятие личных вещей. Обязать Нижнепойменскую прокуратуру Красноярского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях устранить в полном объеме допущенные нарушения, ознакомить Горячкина С.О. с материалами проверки по его заявлению от 25.01.2011 года в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении заявления Горячкина С.О. в части признания факта нарушения его прав бездействием прокуратуры по не проведению проверки, отказе в предоставлении информации, понуждении Нижнепойменской прокуратуры провести проверку по его заявлению от 25.01.2011 года, отказать. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Красноярский краевой суд в порядке подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд. Судья Е.П. Матушевская