о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об отганизации дорожного движения



2-4221 (2011)

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

08 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Гудовой Н.В.,

с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района, действующей по доверенности от 07.11.2011г. сроком по 31.12.2011г., Ключеня О.Н.,

представителя третьего лица ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» Таранюк М.Ю.,

при секретаре Егоровой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения и согласованию с уполномоченным органом, обязании разработать и согласовать проект организации дорожного движения, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения и согласованию с уполномоченным органом, обязании разработать и согласовать проект организации дорожного движения, мотивируя свои требования тем, что проведенной проверкой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений установлено нарушение администрацией Белоярского сельсовета законодательства по организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, так как до настоящего времени администрацией Белоярского сельсовета в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте, в результате чего в сельских населенных пунктах сельсовета дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории сельских населенных пунктов установлены администрацией произвольно, без надлежащего согласования с уполномоченным органом, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка. Неисполнение органом местного самоуправления обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог сельских поселений сельсовета нарушает права и интересы граждан, участников дорожного движения, в связи с чем, прокурор с целью защиты интересов неопределенного круга лиц просит обязать Администрацию Белоярского сельсовета в срок до 30.12.2011 г. разработать и направить на согласование в ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов сельсовета.

Определением суда от 31.10.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» (л.д. 9).

В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора помощник прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Белоярского сельсовета Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности от 07.11.2011г., сроком по 31.12.2011г. (л.д. 12), по заявленным требованиям прокурора возражала в полном объеме. В обоснование своих возражений стороной ответчика представлен письменный отзыв (л.д. 13-14).

Представитель третьего лица ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» Таранюк М.Ю., действующий на основании доверенности от 01.09.2011г., выданной сроком по 31.12.2011г. (л.д. 93), по заявленным требованиям не возражал, пояснил, что в сельских населенных пунктах имеются автомобильные дороги, в связи с чем Администрация Белоярского сельсовета обязана разработать и направить на согласование в ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов сельсовета.

Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п.п. 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона, дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 5 Федерального закона определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог, определены в ст. 3 данного закона, где указано на сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 6 указанного закона).

Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21 закона).

Как установлено по делу, Администрация Белоярского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, действует на основании Устава, зарегистрированного с изменениями 10.02.2011 г. (л.д.16-59).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Устава Белоярского сельсовета Ачинского района Красноярского края - в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: село Белый Яр, д. Зерцалы, п. Нагорново, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В силу п.5 ст. 8 Устава Белоярского сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( л.д. 21)

В сентябре 2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка совместно со службой дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района законодательства по организации дорожного движения и установлено, что администрацией Белоярского сельсовета в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов сельсовета, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенных пунктах, о чем сообщено прокурору ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» 29.09.2011 г. (л.д.7) и не отрицалось представителем заинтересованного лица Администрации Белоярского сельсовета.

Из указанных в отзыве представителем ответчика сведений и представленных документов усматривается, что администрация сельсовета осуществляет дорожную деятельность на территории сельсовета в соответствии с полномочиями, которые, как считает ответчик, установлены действующим законодательством. Так на 2011 год в бюджете сельсовета запланированы денежные средства на проведение работ по очистке дорог от снега, в размере 250 тыс.руб., выполнение работ по ремонту внутрипоселковых дорог (отсыпка дорог щебнем в с. Белый Яр). Кроме того за 2006-2010 г.г. Администрацией Белоярского сельсовета также велась дорожная деятельность по установлению знаков, асфальтированию дорог, ревизии дорожных знаков и др. работы, которые были запланированы в бюджете (л.д. 60-92). По мнению ответчика, разработка и согласование с ОГИБДД проекта организации дорожного движения сельсоветами законодательством не предусмотрены, так как Положением о ГИБДД, на этот орган возложены обязанности по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах. Для сельских населенных пунктов разработка проектов организации дорожного движения не предусмотрена из-за отсутствия интенсивных транспортных потоков.

Между тем, суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица администрации Белоярского сельсовета об отсутствии требований законодательства для органов местного самоуправления о разработке указанных проектов, так как данная позиция связана с неправильным толкованием требований закона и иных нормативных актов по организации дорожного движения.

Таким образом, суд полагает, что данным бездействием администрации сельсовета нарушаются требования законодательства о безопасности дорожного движения и, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, что при этом нарушаются конституционные права граждан, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, обязать администрацию Белоярского сельсовета разработать и согласовать с ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Белоярского сельсовета Ачинского района, при этом определить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2012 г. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для работ с учетом процедуры оформления, заключения договора с организацией, имеющей право на проведение соответствующего вида работ, разработки и направления на согласование.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Белоярского сельсовета Ачинского района по исполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Белоярского сельсовета и согласованию проекта с уполномоченным органом.

Обязать администрацию Белоярского сельсовета Ачинского района разработать и согласовать с ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Белоярского сельсовета Ачинского района Красноярского края в срок до 01 июня 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Н.В. Гудова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200