2-4547/2011



Дело № 2-4547/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего федерального судьи Сисюра Л.В.,

с участием представителя заявителя помощника Ачинского межрайонного прокурора Щигоревой Н.М.,

представителя заинтересованного лица Администрации Ачинского района Ключеня О.Н.,

при секретаре Саюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействие по неисполнению требований законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ачинский городской суд с заявлением к Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействие по неисполнению требований законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Малиновского сельсовета и согласованию данного проекта с уполномоченным органом – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ; обязании Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края в срок до 01.02.2012 г. разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, установлено, что до настоящего времени Администрацией Малиновского сельсовета Ачинского района в Государственную инспекцию дорожного движения не представлен для согласования проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожное движение в сельских населенных пунктах Малиновского сельсовета, надлежащим образом не организовано, дорожные знаки установлены без согласования с уполномоченным органом либо вообще не установлены в тех местах, где их установка необходима с учетом особенностей дорожного движения и состояния дороги. Неисполнение предусмотренной законом обязанности органом местного самоуправления по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, создает угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Малиновского сельсовета (Том 1 л.д. 2-6).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Щигарева Н.М. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям, указанным в иске, пояснив, что до настоящего времени нарушения не устранены, просит обязать администрацию Малиновского сельсовета Ачинского района в срок до 01 февраля 2012 года разработать и направить на согласование в ОГИБДД проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Малиновского сельсовета Ачинского района (Том 2 л.д. 25 – оборот листа).

Представитель заинтересованного лица Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Ключеня О.Н. в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражала в полном объеме, пояснив, что согласно Указа Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 « О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения и принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения только в городах и на автомобильных дорогах. Полагает, что проект организации дорожного движения применительно к сельским населенным пунктам возможен только в отношении отдельно взятых автомобильных дорог. Каких - либо предписаний в их адрес об устранении условий, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, не поступало. Прокурором также не представлено доказательств установленных дорожных знаков у них на дорогах без надлежащего согласования с уполномоченным органом (л.д. 25-оборот листа).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.50 указанного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ (ред. От 19.07.2011 г.) «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения; местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.6 ст.13. указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст.15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно п. «н» ст.11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 27.10.2011) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ возлагается согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с законом Красноярского края № 13-3134 от 25.02.2005 года «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ачинский район и находящихся в его составе иных муниципальных образований», а также с Уставом Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края в состав территории Малиновского сельсовета Ачинского района входят земли населенных пунктов: пос. Малиновка (административный центр), дер. Ильинка (л.д. 8, 20).

Согласно реестру улично-дорожной сети Ачинского района, на территории Малиновского сельсовета на землях поселенных пунктов, расположено 10 улиц, 4 квартала, с частичным прохождением через них, в том числе и автомобильных дорог (Том 2 л.д.17-24).

Ачинской межрайонной прокуратурой в сентябре 2011 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в ходе которой установлено, что Администрацией Малиновского сельсовета не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов. До настоящего времени в ГИБДД не представлен проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, в связи с чем, в настоящее время в сельских населенных пунктах Малиновского сельсовета дорожное движение надлежащим образом не организовано.

Согласно сообщению ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» от 29.09.2011 г. Администрацией Малиновского сельсовета Ачинского района в ОГИБДД не предоставлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Ачинского района, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (л.д.7).

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, судом было установлено, что действительно, на территории населенных пунктов Малиновского сельсовета находятся автомобильные дороги местного и общего значения. Однако, до настоящего времени, проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов, находящихся в ведении Малиновского сельсовета, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте, до настоящего времени для согласования в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» не предоставлен, что и не отрицалось Главой Малиновского сельсовета согласно представленного письменного отзыва (л.д. 10-11).

Кроме того, до настоящего времени в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» отсутствует дислокация установленных дорожных знаков в населенных пунктах Малиновского сельсовета, тогда как согласно ч.1 ст.17 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (пункт 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221).

При этом, суд не может согласиться с возражениями представителя ответчика о том, что для дорог, расположенных в сельских населенных пунктах, не требуется наличие проекта организации дорожного движения, поскольку согласно вышеуказанных положений действующего законодательства, в законах, регулирующих организацию безопасность дорожного движения, а также полномочия органов местного самоуправления по вопросам организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, отсутствуют какие-либо исключения, освобождающие ответчика от разработки и предоставления проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах, находящихся на территории населенных пунктов. Факт того, что на территории Малиновского сельсовета находятся автомобильные дороги, подтвержден, в том числе, и письменной информацией Главы Малиновского сельсовета об использовании денежных средств, в том числе как на ремонт и содержание дорог, так и на установку дорожных знаков (Том 1 л.д.43 -248, Том 2 л.д. 1-13).

Доводы представителя ответчика о том, что Малиновским сельсоветом осуществляется ряд мероприятий по содержанию автомобильных дорог и организации дорожного движения, не могут быть судом приняты во внимание, поскольку иная дорожная деятельность органа местного самоуправления, обязанность по составлению проекта заменить не может.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. При этом, с учетом объема мероприятий по разработке проекта организации дорожного движения, требующих определенных временных и финансовых затрат, суд считает необходимым предоставить ответчику срок в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, для устранения указанных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействие по неисполнению требований законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Малиновского сельсовета.

Обязать Администрацию Малиновского сельсовета Ачинского района в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения автомобильных дорог на территории населенных пунктов Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра

-32300: transport error - HTTP status code was not 200