2-4552\2011



Дело 2- 4552 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2011 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием помощника Ачинского межрайонного прокурора Максимовой О.А.

представителя заинтересованного лица администрации Лапшихинского сельского совета Ачинского района Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 26 октября 2011 года сроком по 31.12.2011 года,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Лапшихинскому сельскому совету Ачинского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой было установлено, что администрацией Лапшихинского сельского совета не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов. Так, до настоящего времени администрацией Лапшихинского сельсовета в Государственную инспекцию дорожного движения не представлен проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки автотранспортных средств, тротуары и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Дорожные знаки на территории сельсовета установлены без согласования с уполномоченным органом либо вообще не установлены в тех местах, где их установка необходима с учетом особенностей дорожного движения и состояния дороги. Неисполнение Лапшихинским сельским советом предусмотренной законом обязанности по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, создает угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории сельских населенных пунктов Лапшихинского сельсовета. Просят признать бездействие незаконным и обязать администрацию Лапшихинского сельского совета разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов в срок до 01.02.2012 года. (л.д. 2-6).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Максимова О.А., заявленные требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, пояснив, что до настоящего времени нарушения Администрацией Лапшихинского сельского совета не устранены.

Представитель заинтересованного лица администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района – Ключеня О.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании против заявленных требований возражала, указав, что согласно Указа Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 « О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на госинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения и принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения только в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения. Из чего следует, что проекты организации дорожного движения подлежат разработке и согласованию в Госавтоинспекции только применительно к городам (где транспортная инфраструктура требует организацию дорожного движения), а не к сельским населенным пунктам. Администрацией Лапшихинского сельского совета осуществляется дорожная деятельность на территории сельсовета в соответствии с полномочиями, которые установлены действующим законодательством, а именно, производится очистка дорог от снега, осуществляется уличное освещение. Каких либо предписаний в адрес Лапшихинского сельсовета об устранении условий, представляющих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, не поступало. Кроме того, информации из ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» о повышении аварийной обстановки на автомобильных дорогах внутри пунктов сельсовета также не поступало. Просят отказать в удовлетворении требований прокурора.

Выслушав процессуального истца, представителя администрации Лапшихинского сельсовета, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.50 указанного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ (ред. От 19.07.2011 г.) «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения; местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с п.6 ст.13. указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст.15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно п. «н» ст.11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 27.10.2011) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД РФ возлагается согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.

Как установлено по делу, Администрация Лапшихинского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, действует на основании Устава, зарегистрированного с изменениями 28 октября 2011 г.

В соответствии с законом Красноярского края № 13-3134 от 25.02.2005 года «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ачинский район и находящихся в его составе иных муниципальных образований», Уставом Устава Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края - в состав территории сельсовета входят земли населенных пунктов: с.Лапшиха (административный центр), п. Лапшиха, д. Тимонино, п.Тимонино,п.Тулат, д. Усть – Тулат, а также иные земли в границах сельсовета, независимо от форм собственности и целевого назначения (л.д. 8, 15-22).

Согласно п. 1.5 ст. 7 Устава, к вопросам местного значения сельсовета относятся в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 15-22).

Как следует из реестра улично-дорожной сети Ачинского района, на территории Лапшихинского сельсовета на землях поселенных пунктов, расположено 9 улиц (л.д.24-31).

В сентябре 2011 года Ачинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований закона об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в ходе которой установлено, что администрацией Лапшихинского сельсовета не выполняются требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории сельских населенных пунктов. До настоящего времени в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» не представлен проект организации дорожного движения не территории сельских населенных пунктов, в связи с чем, в настоящее время в сельских населенных пунктах Лапшихинского сельсовета дорожное движение надлежащим образом не организовано.

Как видно из сообщения ОГИБДД МО МВД «Ачинский» от 29.09.2011 года администрацией Лапшихинского сельсовета Ачинского района в ОГИБДДМО МВД «Ачинский» не предоставлен проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов Ачинского района, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (л.д.7).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судом было установлено, что на территории населенных пунктов Лапшихинского сельсовета находятся автомобильные дороги местного и общего значения, однако, до настоящего времени, проект организации дорожного движения на территории населенных пунктов, находящихся в ведении Лапшихинского сельсовета, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в населенном пункте, для согласования в ОГИБДД МУВД России «Ачинский» не предоставлен.

Указанные обстоятельства также не оспаривались представителем администрации Лапшихинского сельского совета.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что проекты организации дорожного движения подлежат разработке и согласованию в Госавтоинспекции только применительно к городам (где транспортная инфраструктура требует организацию дорожного движения), а не к сельским населенным пунктам судом оценены и признаны не состоятельными.

Так, согласно вышеуказанных положений действующего законодательства об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, в законах, регулирующих организацию безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления по вопросам организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, не указаны какие-либо исключения, которые могут освободить администрацию Лапшихинского сельского совета от разработки и предоставления для согласования в ОГИБДД МУВД России «Ачинский» проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах, находящихся на территории населенных пунктов. Факт того, что на территории Лапшихинского сельсовета находятся автомобильные дороги подтвержден.

Кроме того, доводы представителя заинтересованного лица о том, что администрацией Лапшихинского сельского совета осуществляется ряд мероприятий по содержанию автомобильных дорог и организации дорожного движения, а именно дороги очищаются от снега, проводится освещение дорог, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку иная дорожная деятельность органа местного самоуправления, обязанность по составлению проекта не может заменить.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом, с учетом объема мероприятий по разработке проекта организации дорожного движения, требующих определенных временных и финансовых затрат, суд считает необходимым предоставить администрации Лапшихинского сельского совета срок до 01 июля 2012 года для устранения указанных нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенных пунктов Лапшихинского сельсовета.

Обязать администрацию Лапшихинского сельсовета Ачинского района в срок до 01 июля 2012 года, разработать и направить на согласование в ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проект организации дорожного движения автомобильных дорог на территории населенных пунктов Лапшихинского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд

Судья Дорофеева Н.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200