2-4305/2011



Дело №2-4305 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего Федерального судьи Лазовской Г.И,

с участием истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

ответчика Гинбут И.Г.,

при секретаре Богатовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Меркурий» в лице директора Гинбут И.Г. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО «Меркурий» в лице директора Гинбут И.Г. с иском о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц в помещение магазина «Забава» и обязании обустроить вход в помещение данного магазина, расположенного по адресу: г.Ачинск, мкр.1 пандусами. Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в данном магазине отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на данный объект. Отсутствие данных приспособлений нарушает права инвалидов, установленные ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, социальную защиту, систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Поскольку в добровольном порядке данное нарушение ответчиком не устранено, прокурор обратился в суд с иском (л.д.2-4).

В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Гинбут И.Г в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что она является собственником помещения, используемого ООО «Меркурий» под магазин «Забава» по адресу: г.Ачинск, мкр.1, где пандусы действительно отсутствуют.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу п.3 ч.1 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 11.07.2011), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Постановлением Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", был установлен порядок, регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно - разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей инвалидов. Настоящий документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и информации (пункт 2).

На основании п.. 3 указанного Постановления Госстроя РФ N 74, Минтруда РФ N 51 от 22.12.1999 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", при проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а также комплексов жилищно - гражданского и производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно - исследовательским, проектным и строительным организациям, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 4 указанного Постановления определяет, что в случаях, когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой для конкретной ситуации степени), обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов. В наиболее сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий доступности объекта для инвалидов.

Таким образом, обеспечение инвалидам всех категорий условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения длительные годы является основополагающим принципом политики Российской Федерации, что нашло свое отражения в законодательных актах.

Согласно материалам дела в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований законодательства у входа в помещение магазина «Забава», расположенного по адресу: г.Ачинск, мкр.1, отсутствуют специальные приспособления (пандусы ) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов на указанный объект.

Магазин «Забава» принадлежит на праве собственности Гинбут И.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.30). Последняя, кроме того, является единственным учредителем ООО «Меркурий» (л.д.11).

Из договора от 20 ноября 2008г. следует, что помещение магазина «Забава», принадлежащее Гинбут И.Г. передано в безвозмездное пользование ООО «Меркурий» (л.д.31 и оборот), генеральным директором которого является также Гинбут И.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.16-25).

Главой 2 устава ООО «Меркурий» предусмотрено, что основными видами деятельности учреждения является: торговля оптовая и розничная, организация торговли продовольственными и промышленными товарами; иные, не запрещенные действующим законодательством виды деятельности, отдельные виды деятельности, перечь которых определяется ФЗ, которым общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (л.д.12-15).

При разрешении настоящего спора следует учесть, что одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), в связи с чем, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на лиц, эксплуатирующих здания под учреждения социальной инфраструктуры.

Сводом правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", строительными нормами и правилами СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, предусмотрена необходимость создания пандусов и поручней к опорным стационарным устройствам по ГОСТу.

Отсутствие пандуса при входе в помещение магазина «Забава» по адресу: г.Ачинск, мкр.1, препятствует пользованию инвалидами указанным объектом, в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить, признать бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение магазина «Забава», расположенного по адресу: г. Ачинск, мкр.1, незаконным, обязав непосредственного собственника помещения Гинбут И.Г. обустроить вход в помещение магазина пандусом в срок до 09 мая 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Меркурий» в лице директора Гинбут И.Г. удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» в лице директора Гинбут И.Г., выразившееся в не обеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга инвалидов в помещение магазина «Забава», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, мкр.1 незаконным.

Обязать Гинбут И.Г. в срок до 09 мая 2012 года, принять меры к обустройству входа в помещение магазина «Забава» расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, микрорайон 1 пандусом.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200