дело № 2- 4299\11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 ноября 2011 года г. Ачинск Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И., с участием прокурора Филипповой Л.Я., истца Петронис В.С., при секретаре Богатовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Петронис В.С. к администрации г.Ачинска о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Ачинский межрайонный прокурор обратился первоначально в суд в интересах Петронис В.С. к Администрации г. Ачинска о предоставлении на территории г. Ачинска изолированного, благоустроенного жилого помещения в соответствии с установленными нормами. Требования мотивированы тем, что Петронис В.С. является лицом числа детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. До 2010 года Петронис В.С. находилась на полном государственном обеспечении, обучалась в профессиональных лицеях после окончания МУ «Коррекционная школа-интернат №2». При этом никакого жилого помещения за нею при помещении в указанные государственные учреждения, не закреплялось. Согласно распоряжения главы г. Ачинска от 06.06.2007 года Петронис В.С. была принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке общей очереди, в то время как она является сиротой и имеет право на получение жилого помещения в ином порядке, предусмотренном законом для лиц этой категории. Однако, до настоящего времени жилье ей так и не предоставлено и ее право не реализовано (л.д.2-4). В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. и истец Петронис В.С. исковые требования поддержали по аналогичным основаниям. Представитель администрации г. Ачинска, в суд не явился, извещен должным образом (л.д.57), представил отзыв, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, против исковых требований возражал, полагая, что финансирование расходов на приобретение жилья сиротам является обязательством органов исполнительной власти края, а именно Министерства образования и науки администрации Красноярского края, в связи с чем администрация имеет возможность предоставить жилье Петронис В.С. лишь после получения соответствующего финансирования (л.д.51). Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края в суд также не явился, извещенный о времени разбирательства должным образом (л.д.58), представив возражение на исковое заявление, в котором также просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражая по иску по тем основаниям, что действующим в Красноярском крае законодательством предоставление жилья детям-сиротам предполагает определенный порядок, в том числе постановки указанных лиц на учет Министерством образования и науки Красноярского края. В 2010 году органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02.11.2000 г. №12-961, которые включают в себя приобретение за счет средств краевого бюджета и последующее предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, не имеющим жилого помещения. Петронис В.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда в 2007 году в качестве «малоимущей» и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем полагает, что именно орган местного самоуправления не выполнил возложенных на него обязанностей по предоставлению жилого помещения Петронис В.С. ( л.д.60) Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ). В силу ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского рая ( ст. 17). Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 год, утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которому указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма. Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.06.2005 года №3-6р (с изм. от 30.01.2009 г.), утвержден минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 14-20 кв.м. на одного человека, на состав семьи из одного-двух человек - однокомнатная квартира, на состав семьи из двух-трех человек- двухкомнатная квартира ( л.д.61). Как установлено по делу, Петронис В.С., в связи с лишением ее родителей родительских прав решением Ачинского городского суда от 12.08.1999 года (л.д.11), осталась без попечения родителей и была помещена Постановлением Администрации г. Ачинска от 28.09.1999 года в МУ «Коррекционная школа-интернат №2» на полное государственное обеспечение ( л.д.10). При этом какое-либо жилое помещение за ней закреплено не было. По окончании указанного МУ «Коррекционная школа-интернат №2», до 2010 года Петронис В.С. обучалась на полном государственном обеспечении в КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №46», директор которого в январе 2010 года направил в Администрацию г. Ачинска ходатайство о предоставлении воспитаннику Петронис В.С. жилого помещения, однако, получил ответ от 19.01.2010 года о том, что распоряжением Главы города от 06.06.2007 года №1422-р Петронис В.С. принята на учет нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которое ей будет предоставлено в порядке очередности, однако, Администрация г. Ачинска намерена изыскать возможность предоставления ей помещения на условиях коммерческого найма ( л.д.16). При этом каких-либо дальнейших действий, направленных на реализацию Петронис В.С. своих прав на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, ни со стороны администрации КГБОУ НПО «Профессиональный лицей №46», где она находилась на полном государственном обеспечении, ни со стороны органа опеки и попечительства, обязанного осуществлять защиту данной категории лиц, не последовало. С 10 сентября 2002 г. до настоящего времени Петронис В.С. состоит на регистрационном учете «без права на жилплощадь» в жилом помещении по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный район (л.д.32 оборот), ответственным нанимателем которого является ее бабушка П., однако, фактически проживает по адресу: г. Ачинск, ул. Дружбы народов –в помещении, предоставленном ей по договору коммерческого найма от 14.12.2010 года ( л.д.27-29), какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет (л.д.12,13,15,25, 36-38). Как следует из материалов дела, Петронис В.С. 07 мая 2007 года самостоятельно обратилась в Администрацию г. Ачинска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, не выразив конкретных оснований для такой постановки (л.д.34) и предоставив необходимые для этого документы и в том числе справку директора КГОУ «Ачинская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об ее нахождении там на полном государственном обеспечении (л.д.41). Однако, несмотря на то, что из предоставленных Петронис В.С. документов с очевидностью усматривалось, что она является лицом из числа детей-сирот и в соответствии ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма и в ином порядке, распоряжением главы г. Ачинска от 06.06.2007 года был утвержден протокол от 29 мая 2007 года заседания жилищной комиссии при Администрации города о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве «малоимущей» в порядке общей очереди (л.д.42-44), о чем Петронис В.С. была уведомлена письмом от 09.06.2007 года (л.д.8) Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт наличия у истца Петронис В.С. статуса сироты, оставшегося без попечения родителей в малолетнем возрасте, наличие соответствующего возраста и окончание государственных учреждений, где она находилась на полном государственном обеспечении, отсутствие закрепленного за ней жилого помещения, а также иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма, ее нуждаемость в жилом помещении, нарушение ее прав ответчиком в результате постановки ее на учет в качестве нуждающегося по основаниям признания ее «малоимущей», т.е. по основаниям, не предоставляющем ей преимущественных прав при наличии указанного статуса сироты. На основании изложенного, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Ачинска по предоставлению жилого помещения Петронис В.С., как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма, с учетом требований ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 г., Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, не исполненные фактически до настоящего времени, является правомерными и подлежащими удовлетворению. Тот факт, что при реализации своих прав Петронис В.С., как лицом из числа детей – сирот, не был соблюден порядок ее постановки на учет и документы не представлялись в Министерство образования и науки Красноярского края, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку недобросовестное отношение должностных лиц, в том числе обязанных осуществлять защиту такой категории лиц в период их нахождения под опекой, при наличии гарантированного государством их права на жилое помещение, не должно ущемлять права и законные интересы указанной категории лиц, не способной самостоятельно их реализовать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПУ РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора к администрации г.Ачинска удовлетворить. Обязать администрацию города Ачинска предоставить Петронис В.С. на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную однокомнатную квартиру по месту жительства в г. Ачинске, соответствующую санитарным и техническим нормам, не ниже нормы предоставления, установленной в г. Ачинске Красноярского края. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд. Федеральный судья Г.И. Лазовская Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2011 года.