о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления



2-4250(2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика Барановского А.В.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Ключинского сельсовета о признании незаконным бездействия Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, суд

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о коррупции, в частности п. 3 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, администрацией Ключинского сельского совета не принято должных мер для исполнения требований законодательства, в целях организации доступа к информации о своей деятельности, соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица органом местного самоуправления не определены, права и обязанности их в указанной сфере правовыми актами не установлены; нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, не разработаны и не утверждены; официальный сайт органа местного самоуправления не создан; на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит сельское поселение - администрации Ачинского района информация о деятельности Ключинского сельского совета Ачинского района согласно перечню информации, утвержденному законом (ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ) отсутствует, информация не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ, на официальном сайте Красноярского края такая информация отсутствует. Печатное средство информации территории сельсовета «Информационный вестник» содержит только тексты изданных муниципальных правовых актов. Отсутствие официального сайта администрации Ключинского сельского совета с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ключинского сельского совета края по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, обязать ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральными законами и Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ключинского сельского совета, размещаемой в сети Интернет, определяющий, в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Ключинского сельского совета создать в сети Интернет официальный сайт указанного органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности разместить на официальном сайте муниципального района информацию о деятельности органов местного самоуправления Ключинского сельского совета в соответствии с требованиям и объемами, закрепленными в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Л.Я. Филиппова исковые требования к Администрации Ключинского сельсовета поддержала по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Глава Администрации Ключинского сельсовета А.В. Барановский, действующий на основании решения о регистрации избранного Главы муниципального образования № 83 от 19.03.2010 г. (л.д.48), исковые требования признал частично, возражая против иска в части признания незаконным бездействия Администрации Ключинского сельсовета, дополнительно суду пояснил, что ранее общая информация о деятельности Администрации Ключинского сельсовета как органа местного самоуправления размещалась на портале Красноярского края, публиковалась в газете «Уголок России», все издаваемые распоряжения направляются для внесения в регистр Красноярского края, для проверки в Ачинскую межрайонную прокуратуру, информация о них размещается на сайте Правительства РФ. Однако информация о деятельности сельсовета доводится до сведения общественности не в полном объеме. В настоящее время Администрацией Ключинского сельсовета заключен договор с ООО «Запад 24» на выполнение работ по созданию и администрированию официального сайта Ключинского сельсовета. По данному договору произведена оплата, переданы материалы для размещения на создаваемом сайте. Кроме того, 11.11.2011 г. утверждено постановление Администрации Ключинского сельсовета «Об обеспечении доступа к информации о деятельности МО «Ключинский сельсовет». В течение месяца официальный сайт муниципального образования начнет функционировать и информация согласно утвержденному перечню будет размещатся на нем, в связи с чем не возражает против удовлетворения требования прокурора в части обязания создать сайт в сети Интернет (л.д.46-47).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям:

В соответствии с положениями п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Положениями ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ч.2 ст.9 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ.

Согласно ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как следует из материалов дела, Ключинский сельсовет является муниципальным образованием на территории Ачинского района, деятельность сельсовета регулируется Уставом (л.д.7-41). Администрация сельсовета в соответствии со ст. 27 Устава является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, главой Администрации является Глава сельсовета.

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района исполнения законодательства о соблюдении законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки выявлено, что Решением от 22.06.2009 № 48-169Р утверждено Положение об информационном листе Ключинского сельского совета «Информационный вестник», который является печатным средством на территории сельсовета, издается, в том числе в целях реализации прав граждан и юридических лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, и предназначается для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии территории сельсовета и иной информации. Однако указанное печатное средство содержит в себе только тексты изданных муниципальных правовых актов.

Согласно сообщению Главы Администрации Ключинского сельсовета от 29.09.2011 г. информационное обеспечение населения о деятельности Администрации Ключинского сельсовета осуществляет ведущий специалист, ответственный за издание и распространение информационного листка «Ключинский вестник», Козук В.П. на основании Решения №48-169Р «Об утверждении Положения об информационном листе Ключинского сельсовета «Информационный вестник»; информация о деятельности, в том числе муниципальные регламенты оказания государственных и муниципальных услуг размещаются на сайге www.achinsk.mekad.net, кроме того, нормативные правовые акты размещаются в государственном регистре по интернет-адресу http//zakon.scli.ru/legal_texts/index.php/. Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ключинского сельсовета, периодичность и сроки её размещения утверждены решением Ключинского сельского Совета депутатов от 22.06.2010 г. №48-169Р «Об утверждении Положения о информационном листе Ключинского сельсовета «Информационный вестник», решением №48-168Р от 22.06.09 г. «Об утверждении положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов Ключинского сельсовета. Администрация Ключинского сельсовета использует следующие способы размещения информации о своей деятельности: обнародование (опубликование) информации о своей деятельности в средствах массовой информации (газета «Уголок России» и информационный листок «Ключинский вестник»); размещение информации о своей деятельности на информационных стендах в помещениях, занимаемых Администрацией сельсовета; ознакомление пользователей с информацией о своей деятельности в помещениях Администрации сельсовета, а также через библиотечные и архивные фонды; предоставление пользователям информации по их запросу информации о деятельности органов администрации; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами (л.д.5-6).

Между тем, в нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ официальный сайт Ключинского сельсовета на момент обращения Ачинского межрайонного прокурора в суд не создан, предусмотренная законом информация о деятельности сельсовета на официальном сайте Ачинского района не размещена.

07.11.2011 г. между ООО «Запад24» и Администрацией Ключинского сельсовета заключен договор подряда на разработку и обслуживание web-сайта, в котором срок разработки сайта указан 30.11.2011 г.

В связи с этим, суд полагает, что бездействие администрации Ключинского сельсовета в части неисполнения требований закона по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет является незаконным, нарушает требования федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц, и требования Ачинского межрайонного прокурора в этой части представляются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Между тем, в ходе рассмотрения дела, 11.11.2011 г. Администрацией Ключинского сельсовета Постановлением № 100-п утверждено Положение «Об обеспечении доступа к информации о деятельности муниципального образования «Ключинский сельсовет», приложениями к которому утверждены перечень информации о деятельности, размещаемой в сети Интернет на официальном сайте и требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом.

При таких обстоятельствах суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения требования прокурора в части обязания ответчика разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ключинского сельского совета, в связи с чем, требования Ачинского межрайонного прокурора следует удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Ключинского сельсовета по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязав создать в сети Интернет официальный сайт органа местного самоуправления для размещения информации о деятельности органа местного самоуправления в срок до 01 февраля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ключинского сельсовета Ачинского района по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет.

Обязать администрацию Ключинского сельсовета Ачинского района создать в сети Интернет официальный сайт органа местного самоуправления для размещения информации о деятельности органа местного самоуправления в срок до 01 февраля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200