РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации № 2-4539\11 24 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н., с участием: прокурора Селянской Т.В., представителя ответчика КГЗОУ «Ачинский детский дом» Долговой М.В., действующей на основании Устава, при секретаре Загребельной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом», Министерству образования и науки Красноярского края возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом», Министерству образования и науки Красноярского края возложении обязанности в срок до 01.11.2012 г. устранить нарушения правил пожарной безопасности, увеличить передел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании детского дома, мотивируя тем, что 14.10.2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором ОНД по г.Ачинску и Ачинскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности специализированными учреждениями с круглосуточным пребыванием граждан и установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и предупреждении чрезвычайных ситуаций. Последняя внеплановая проверка ОНД в учреждении была проведена 10.03.2011 г., по результатам которой выявлено 2 нарушения правил пожарной безопасности, а именно: не увеличен предел огнестойкости несущих конструкций кровли в гараже и не увеличен передел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании. В ходе прокурорской проверки установлено, что до настоящего времени не устранено одно нарушение: не увеличен передел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании по причине отсутствия финансирования (л.д.2-5). В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Селянская Т.В. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» находится в ведении Министерства образования и науки Красноярского края, осуществляющего полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Учреждение является казенным, финансируется за счет бюджета Красноярского края и не имеет собственных источников дохода, в связи с чем, Министерство науки и образования Красноярского края, как учредитель, обязано обеспечить финансирование для выполнения мероприятий по исполнению требований пожарной безопасности. Представитель ответчика КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» Долгова М.В. по исковым требованиям не возражала, пояснив, что для устранения нарушения правил пожарной безопасности в течение 2011 года было проведено инструментальное обследование покрытия здания на предмет безопасности проведения работ, сформирована заявка к регламенту формирования плана расходов на проведение ремонтных работ, изготовлена проектно-сметная документация. Заявка на финансирование будет включена в график размещения процедур государственного заказа по Титульному списку на 2012 год на проведение капитального и текущего ремонтов бюджетных и казенных учреждений, в связи с чем, нарушение будет устранено в 2012 году. Представитель ответчика Министерства науки и образования Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания телефонограммой (л.д. 143) в суд не явился, в возражениях указывает, что учреждение разработало перспективный план по устранению нарушений пожарной безопасности, которым закреплен перечень мероприятий, направленных на устранение нарушений по предписанию ГосПожНадзора от 09.02.2010 г. №94/1/10. Согласно плану устранение нарушений продлится до 4 квартала 2012 года (л.д.144). Представитель третьего лица ОНД по г.Ачинску и Ачинскому району в суд не явился, извещался надлежащим образом, отзыв не представил. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ требования пожарной безопасности – специальные условия специального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Согласно ст.ст.37 указанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со ст.ст.1,14 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ( с изм. и доп. от 11.01.2011 г.) предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 6 ГК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В соответствии с п. 3.37 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. №42-п (ред. От 09.08.2011) «Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края» на Министерство образования и науки края возлагается осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете. Согласно ст. 6 БК РФ распорядителем бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Согласно ст. 69.1. БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам. Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Из материалов дела следует, что здание детского до дома по ул. … в г. Ачинске находится в оперативном управлении Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» (л.д. 145). Согласно Уставу учредителем КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» является Красноярский край, полномочия учредителя от имени Крансоярского края осуществляет Министерство образования и науки Красноярского края, полномочия собственника от имени Красноярского края осуществляет Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. Учреждение находится в ведении Министерства образования и науки Красноярского края, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Согласно п.2.3 Устава основными видами деятельности Учреждения являются: содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализация образовательных программ дошкольного, дополнительного образования детей и других образовательных услуг, в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей воспитанников, их воспитания. Согласно п. 6.2 Устава источниками формирования финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из краевого бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с целевыми краевыми программами; дары и пожертвования юридических и физических лиц, гранты от иностранных и российских юридических лиц; иные источники не запрещенные законодательством (л.д.23-42). Согласно договору о взаимоотношениях КГЗОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» с Министерством образования и науки Красноярского края от 20.08.2010 г. Учредитель имеет право выполнять функцию главного распорядителя бюджетных средств, утверждать бюджетную смету Учреждения, осуществлять контроль за целевым использование денежных средств, оказывать Учреждению содействие в решении вопросов содержания, и развития материально-технической базы; Учредитель обязан в порядке, предусмотренном законодательством РФ нести субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случае недостаточности у Учреждения денежных средств и имущества. Учреждение обязано составлять бюджетную смету Учреждения и предъявлять ее Учредителю, использовать бюджетные средства в соответствии с утвержденной Учредителем бюджетной сметой, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденной бюджетной сметы (л.д.51-56). 09.02.2010 г. ОНД по г.Ачинску и Ачинскому р-ну была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» и выдано предписание №94/1/10-3 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.08.2010 г. в том числе по увеличению предела огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании (п.5.18, таблица 4 СНиП 21-01-97*) (л.д.19). При проведении внеплановой проверки 06.09.2010 г. указанное нарушение не было устранено (л.д.13-15). При проведении плановой проверки 28.10.2010 г. (л.д.16-18) вновь было выдано предписание об устранении данного нарушения в срок до 01.12.2011 г. (л.д. 21-22). Последняя внеплановая проверка ОНД в Учреждении была проведена 10.03.2011 г., по результатам которой выявлены 2 нарушения правил пожарной безопасности: не увеличен предел огнестойкости несущих конструкций кровли в гараже и не увеличен передел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании (л.д.9-10). 14.10.2011 г. Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором ОНД по г.Ачинску и Ачинскому району проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом», в результате которой установлено, что Учреждении не увеличен предел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании (л.д.43). Согласно представленным в материалы дела документам, 12.02.2009 г.Министерством образования и науки Красноярского края утвержден регламент формирования планов расходов на проведение ремонтных работ, изготовление проектно-сметной документации, исполнение договоров, государственных контрактов на проведение ремонтных работ (л.д.112-140). КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» разработан и согласован с Министерством образования и науки Красноярского края план устранения замечаний ГосПожНадзора, согласно которому капитальный ремонт перекрытия кровли запланирован на 2012 год и направлена заявка Министру образования и науки Красноярского края о рассмотрении возможности включения в титульный список на проведение капитального ремонта кровли (л.д.61,62-63), составлен локально-сметный расчет (л.д.64-72). ООО «Регионтехэксперт» по заказу КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» разработан проект капитального ремонта кровли здания (л.д.74-89) и составлено техническое заключение по результатам инструментального обследования покрытия здания (л.д.90-111). Согласно объяснениям представителя ответчика Долговой МВ до настоящего времени предписание ответчиком не исполнено, нарушения требований пожарной безопасности не устранены, а именно не увеличен предел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании (п.5.18, таб. 4 СНиП 21-01-97). Согласно п.3.7 КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненных их здоровью и трудоспособности, нести ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. В соответствии с п. 36 (3) Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97), принятых и введенных в действие с 01.01.1998 г. Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. №18-7 нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования, должны немедленно устраняться. Невыполнением указанных требований пожарной безопасности создает реальную угрозу персонала и несовершеннолетних, круглосуточно находящихся в учреждении. Поскольку Учреждением не выполнены требования предписания до настоящего времени, суд считает требования в этой части подлежащими удовлетворению. В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Министерству науки и образования Красноярского края, ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований, поскольку решение вопросов формирования бюджета и финансирование подведомственных учреждений относиться к исключительной компетенции Министерства. С учетом обстоятельств дела, объема работ, суд считает возможным назначить срок устранения нарушений до 01 ноября 2012 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать КГЗОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» в срок до 01 ноября 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности и увеличить предел огнестойкости строительных конструкций (перекрытия кровли) на основном здании детского дома, в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд. Судья Т.Н. Настенко