о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления



2-4251(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Голубковой Ю.А.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Белоярского сельсовета о признании незаконным бездействия по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Белоярского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о коррупции, в частности п. 3 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, администрацией Белоярского сельсовета не принято должных мер для исполнения требований законодательства, в целях организации доступа к информации о своей деятельности: соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица органом местного самоуправления не определены, права и обязанности их в указанной сфере правовыми актами не установлены; нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, не разработаны и не утверждены; официальный сайт органа местного самоуправления не создан; на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит сельское поселение - администрации Ачинского района информация о деятельности Белоярского сельсовета Ачинского района согласно перечню информации, утвержденному законом (ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ) отсутствует, информация не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ, на официальном сайте Красноярского края такая информация отсутствует. Печатное средство информации территории сельсовета «Белоярские вести» содержит только тексты изданных муниципальных правовых актов. Отсутствие официального сайта администрации Белоярского сельсовета с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Белоярского сельсовета края по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, обязать ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральными законами и Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета, размещаемой в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Белоярского сельсовета создать в сети Интернет официальный сайт указанного органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности, разместить на официальном сайте муниципального района информацию о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета в соответствии с требованиям и объемами, закрепленными в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Ю.А. Голубкова исковые требования к Администрации Белоярского сельсовета поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Белоярского сельсовета, надлежащим образом извещенный о дне слушания дела судебной повесткой, врученной под подпись 17.11.2011 г. (л.д.127), в зал суда не явился, о причинах своей неявки не сообщил. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Ключеня О.Н., действующая по доверенности от 07.11.2011 г. (л.д.127), дело просит рассмотреть в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании 17.11.2011 г. представитель ответчика против исковых требований возражала, полагая, что Администрацией Белоярского сельсовета не было допущено бездействия при исполнении требований законодательства, дополнительно суду пояснила, что ранее общая информация о деятельности Администрации Белоярского сельсовета как органа местного самоуправления и принятые нормативные акты публиковались в газете «Уголок России» и листе «Белоярские вести», в Администрации Белоярского сельсовета специально отведено место для
размещения информации о деятельности Администрации сельсовета и сельского
Совета депутатов, в должностные обязанности специалиста Администрации
Белоярского сельсовета вменены обязанности по сбору, хранению и предоставлению гражданам и юридическим лицам, осуществляющим поиск необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета; заседания сельского Совета депутатов, коллегиальных органов Администрации сельсовета не исключают возможности присутствия граждан и представителей организаций (юридических лиц); по запросу граждан и юридических лиц о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета, своевременно предоставляется в письменном виде необходимая информация. При этом Администрация Белоярского сельсовета не имеет возможности создать свой официальный сайт, в этой связи, по мере создания официального сайта Муниципального образования Ачинский район, Администрация сельсовета будет размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета на официальном сайте Ачинского района. Также ответчик намерен разработать нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Белоярского сельсовета, размещаемой в сети «Интернет», определяющий в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, однако сделать это будет возможным только после создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы. В связи с этим, считает требования Ачинского межрайонного прокурора не обоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям:

В соответствии с положениями п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Положениями ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ч.2 ст.9 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ.

Согласно ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как следует из материалов дела, Белоярский сельсовет является муниципальным образованием на территории Ачинского района, деятельность сельсовета регулируется Уставом (л.д.20-63). Администрация сельсовета в соответствии со ст. 29 Устава является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, главой Администрации является Глава сельсовета.

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района исполнения законодательства о соблюдении законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки выявлено, что Решением от 27.09.2010 № 7-23Р утверждено Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Белоярский сельсовет (л.д.5-17). В данном положении разделом 4 в качестве способов обеспечения доступа к информации предусмотрено: - обнародование (опубликование) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в официальных печатных органах, - размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности на официальном сайте в сети Интернет, - размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей, местах, - ознакомление пользователей с информацией о деятельности органами местного самоуправления в помещения, ими занимаемых, а также через библиотечные и архивные фонды, - присутствие граждан, в том числе представителей организации, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления, - предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности органов местного самоуправления, - другими способами, предусмотренными законом.

Постановлением Администрации Белоярского сельсовета № 33-П от 16.07.2009 г. информационный лист «Белоярские вести» определен периодическим печатным изданием Белоярского сельсовета, постановлено публиковать в нем решения, постановления Белоярского сельсовета, постановления Администрации Белоярского сельсовета, справочные материалы и иные нормативные акты (л.д.18).

Решениями Администрации Белоярского сельсовета от 10.06.2009 г. № 50-173Р и 50-174Р утверждены Положения о порядке опубликования (обнародования) нормативных правовых актов Белоярского сельсовета и Положение Об информационном листе Белоярского сельсовета «Белоярские Вести» (л.д.69-74).

Согласно сообщению Главы Администрации Белоярского сельсовета от 22.09.2011 г. ответственным за издание и распространение информационного листка «Белоярские Вести» вестник» является специалист сельсовета Луценко Н.И. на основании Постановления № 33-П от 16.07.2009 г.; собственного сайта Администрация Белоярского сельсовета не имеет, информация о ее деятельности размещаться на официальном сайте Администрации Ачинского района; перечень размещаемой в сети Интернет информации определен Решением от 27.09.2010 г. № 7-23Р; размещение информации о своей деятельности на информационных стендах в помещениях, занимаемых Администрацией сельсовета; ознакомление пользователей информацией с информацией о своей деятельности в помещениях Администрации сельсовета, а также через библиотечные и архивные фонды; предоставление пользователям информации по их запросу информации о деятельности органов администрации; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами (л.д.19).

Из письма Главы Ачинского района Т.И. Осиповой следует, что официальный сайт муниципального образования Ачинский район будет создан до 31.12.2011 г., сельсоветам будет предоставлена возможность размещения на нем информации о своей деятельности. Сообщением от 28.10.2011 г. Глава Белоярского сельсовета В.А. Захаренко выразил готовность размещать информацию о деятельности Белоярского сельсовета на официальном сайте Ачинского района (л.д.66-67).

Между тем, в нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ официальный сайт Белоярского сельсовета на момент рассмотрения дела не создан, предусмотренная законом информация о деятельности сельсовета на официальном сайте Ачинского района не размещена.

Раздел 9 Положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Белоярский сельсовет не содержит перечня предусмотренной ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информации, подлежащей размещению в сети Интернет.

В связи с этим, суд полагает, что бездействие администрации Белоярского сельсовета в части неисполнения требований закона по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет имеет место и является незаконным, нарушает требования федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга граждан, и требования Ачинского межрайонного прокурора в этой части представляются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представленный ответчиком проект Распоряжения «Об утверждении регламента работы Администрации Белоярского сельсовета с официальным сайтом муниципального образования Ачинский район» на день принятия решения не утвержден и не может быть расценен судом как надлежащее исполнение требования Ачинского межрайонного прокурора.

Возражения представителя ответчика о невозможности принятия акта, регламентирующего в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности сельсовета до создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы немотивированны, представляются необоснованными и не могут быть приняты во внимание судом.

При таких обстоятельствах суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения требования прокурора в части обязания ответчика создать сайт в сети Интернет, требования Ачинского межрайонного прокурора следует удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Белоярского сельсовета по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязав ответчика принять нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности органа местного самоуправления Белоярского сельсовета Ачинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать размещать в сети Интернет на официальном сайте Муниципального образования Ачинский район информацию о деятельности органа местного самоуправления Белоярского сельсовета в соответствии с законодательством в срок до 01 февраля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Белоярского сельсовета Ачинского района по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет.

Обязать администрацию Белоярского сельсовета Ачинского района принять нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности органа местного самоуправления Белоярского сельсовета Ачинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Белоярского сельсовета размещать в сети Интернет на официальном сайте Муниципального образования Ачинский район информацию о деятельности органа местного самоуправления Белоярского сельсовета в соответствии с законодательством, в срок до 01 февраля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200