2-4245\2011



Дело № 2-4245(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя истца – помощника Ачинского межрайонного прокурора - Паршаковой Н.В.,

представителя ответчика – Главы администрации Причулымского сельского совета – Дмитриева С.П., действующего на основании Устава,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Причулымского сельсовета о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Причулымского сельсовета Ачинского района о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о коррупции, в частности п. 3 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, администрацией Причулымского сельсовета не принято должных мер для исполнения требований законодательства: в целях организации доступа к информации о своей деятельности соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица органом местного самоуправления не определены, права и обязанности их в указанной сфере правовыми актами не установлены; нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, не разработаны и не утверждены; официальный сайт органа местного самоуправления не создан; на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит сельское поселение - администрации Ачинского района информация о деятельности Причулымского сельсовета Ачинского района согласно перечню информации, утвержденному законом (ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ) отсутствует, информация не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ, на официальном сайте Красноярского края такая информация отсутствует. Отсутствие официального сайта администрации Причулымского сельсовета с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Причулымского сельсовета края по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, обязать ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральными законами и Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета, размещаемой в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Причулымского сельсовета создать в сети Интернет официальный сайт указанного органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности, разместить на официальном сайте муниципального района информацию о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета в соответствии с требованиям и объемами, закрепленными в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Паршакова Н.В. исковые требования к Администрации Причулымского сельсовета поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика Администрации Причулымского сельсовета – Глава Администрации Причулымского сельсовета Дмитриев С.П., действующий на основании Устава, в судебном заседании против исковых требований возражал частично, указав, что Администрацией района только завершается создание своего сайта. Общая информация о деятельности Администрации Причулымского сельсовета как органа местного самоуправления и принятые нормативные акты публикуются в газетах «Причулымский вестник» и «Уголок России», которая выходит небольшим тиражом. В Администрации Причулымского сельсовета специально отведено место для
размещения информации о деятельности Администрации сельсовета. В должностные обязанности специалиста Администрации
Причулымского сельсовета вменены обязанности по сбору, хранению и предоставлению гражданам и юридическим лицам, осуществляющим поиск необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета; заседания сельского Совета депутатов, коллегиальных органов Администрации сельсовета не исключают возможности присутствия граждан и представителей организаций (юридических лиц); по запросу граждан и юридических лиц о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета, своевременно предоставляется в письменном виде необходимая информация. При этом Администрация Причулымского сельсовета не имеет возможности создать свой официальный сайт, в этой связи, по мере создания официального сайта Муниципального образования Ачинский район, Администрация сельсовета будет размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета на официальном сайте Ачинского района. Кроме того, намерены разработать нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Причулымского сельсовета, размещаемой в сети «Интернет», определяющий в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, однако сделать это будет возможным только после создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы.

Аналогичные возражения изложены в отзыве Главы администрации Причулымского сельсовета Дмитриева С.П. (л.д. 64-66).

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям:

В соответствии с положениями п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Положениями ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ч.2 ст.9 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ.

Согласно ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как следует из материалов дела, Причулымский сельский совет является муниципальным образованием на территории Ачинского района, деятельность сельсовета регулируется Уставом (л.д.20-62).

В соответствии со ст. 28 Устава Администрация Причулымского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, деятельностью администрации руководит Глава администрации (л.д. 39).

В ходе проверки соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района исполнения законодательства о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой, были выявлены нарушения.

Так, Решением Причулымского сельского совета депутатов № 57-158р от 21.09.2010 года утверждено Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Причулымский сельсовет (л.д.8-17). Разделом данного Положения, в качестве способов обеспечения доступа к информации предусмотрено: - обнародование (опубликование) органами местного самоуправления информации о своей деятельности в официальных печатных органах, - размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей, местах, - ознакомление пользователей с информацией о деятельности органами местного самоуправления в помещения, ими занимаемых, а также через библиотечные и архивные фонды, - присутствие граждан, в том числе представителей организации, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных органов местного самоуправления, - предоставление пользователям по их запросу информации о деятельности органов местного самоуправления, - другими способами, предусмотренными законом, - другими способами, предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим положением и другими муниципальными правовыми актами.

Как было установлено в судебном заседании, органом издания Причулымского сельского совета является информационный бюллетень «Причулымский вестник, в котором, публикуются решения, постановления Причулымского сельсовета, постановления Администрации Причулымского сельсовета, справочные материалы и иные нормативные акты.

Согласно сообщению Главы Администрации Причулымского сельсовета от 22.09.2011 г. ответственным за издание и распространение информационного бюллетеня «Причулымский вестник» является специалист сельсовета А.; собственного сайта Администрация Причулымского сельсовета не имеет, информация о ее деятельности размещаться на официальном сайте Администрации Ачинского района; Решением Причулымского сельского Совета депутатов от 21.09.2010 № 57-158Р «Об утверждении Положения об обеспечении доступа информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Причулымскии сельсовет» утвержден перечень информации и иные требования о деятельности органов местного самоуправлении, которая будет размещаться на сайте сети Интернет, при условии создания сайта; в пункте 12 приложения к Решению Причулымского сельского Совета депутатов от 21.09.2010 № 57-158-Р определен порядок ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления МО «Причулымскии сельсовет» в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; пунктом 4 приложения к Решению Причулымского сельского Совета
депутатов от 21.09.2010 № 57-158-Р обозначены способы обеспечения
доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления МО
«Причулымскии сельсовет» и форма предоставления информации. Органами местного самоуправления Причулымского сельсовета проводятся следующие мероприятия по размещению информации о своей деятельности: опубликование НПА, действующих на территории Причулымского сельсовета, в информационном листке «Причулымский вестник», размещения объявлений, правил, сообщений в местах массовой общедоступности, доведение до сведения населения через депутатов, Совет ветеранов, социальных служб; граждане (физические лица) присутствуют на заседаниях сельского Совета депутатов, только в том случае, если этого требует повестка заседания. Приглашение происходит путем письменного уведомления (л.д.71-72).

Допрошенная в судебном заседании свидетель А. пояснила, что является ведущим специалистом Администрации Причулымского сельского совета. Указала, что в ее обязанности входит обеспечение доступа гражданам о деятельности органа местного самоуправления, в частности вся информация размещена в фойе здания администрации Причулымского сельского совета. Информация также размещается в печатном издании «Уголок России» и информационной листовке «Причулымский вестник», которая выходит не реже двух раз в неделю.

Как следует из письма Главы Ачинского района Т.И. Осиповой, официальный сайт муниципального образования Ачинский район будет создан до 31.12.2011 г., сельсоветам будет предоставлена возможность размещения на нем информации о своей деятельности. (л.д.69).

Между тем, в нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ официальный сайт Причулымского сельсовета на момент рассмотрения дела не создан, предусмотренная законом информация о деятельности сельсовета на официальном сайте Ачинского района не размещена.

Раздел 9 Положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования Белоярский сельсовет не содержит перечня предусмотренной ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информации, подлежащей размещению в сети Интернет.

В связи с этим, суд полагает, что бездействием администрации Причулымского сельсовета в части неисполнения требований закона по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет нарушает требования федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга граждан, и требования Ачинского межрайонного прокурора в этой части представляются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представленный ответчиком проект Распоряжения «Об утверждении регламента работы Администрации Причулымского сельсовета с официальным сайтом муниципального образования Ачинский район» на день принятия решения не утвержден и не может быть расценен судом как надлежащее исполнение требования Ачинского межрайонного прокурора.

Возражения представителя ответчика о невозможности принятия акта, регламентирующего в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности сельсовета до создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы немотивированны, представляются необоснованными и не могут быть приняты судом во внимание.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Причулымского сельсовета по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязав ответчика принять нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности органа местного самоуправления Причулымского сельсовета Ачинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать размещать в сети Интернет на официальном сайте Муниципального образования Ачинский район информацию о деятельности органа местного самоуправления Причулымского сельсовета в соответствии с законодательством в срок до 01 апреля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Причулымского сельсовета Ачинского района по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет.

Обязать администрацию Причулымского сельсовета Ачинского района принять нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности органа местного самоуправления Причулымского сельсовета Ачинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Причулымского сельсовета размещать в сети Интернет на официальном сайте Муниципального образования Ачинский район информацию о деятельности органа местного самоуправления Причулымского сельсовета в соответствии с законодательством, в срок до 01 апреля 2012 года, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.А. Дорофеева