2-4752/2011



Дело № 2-4752\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 г. г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;

с участием истца Косарева А.А.;

представителя истца адвоката Кузнецова С.А., действующего на основании ордера от 05.12.2011 г. (л.д. 49);

представителя ответчика МУВД «Ачинское» Овчаренко Н.Н., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 г., сроком действия до 31.12.2011 г. (л.д. 28);

при секретаре Петренко Э.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Косарева А.А. к МУВД «Ачинское» о признании добросовестным приобретателем, возложении обязанности поставить автомобиль на регистрационный учет, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

Косарева А.А. обратился с заявлением к МУВД «Ачинское» о признании добросовестным приобретателем, возложении обязанности поставить автомобиль на регистрационный учет, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства.

Мотивировал свои требования тем, что 08.01.2011 г. на авторынке «777» в г. Красноярске у незнакомого лица, действующего на основании доверенности, был приобретен автомобиль <данные изъяты>, синего цвета.

11.01.2011 г. при постановке данного автомобиля на постоянный регистрационный учет в ОГИБДД МУВД «Ачинское» было обнаружено, что транзитные знаки <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <данные изъяты> от 11.11.2008 г. имеют признаки подделки. МУВД «Ачинское» было возбуждено уголовное дело, в рамках которого была проведена технико-криминалистическая экспертиза документов. Согласно выводов, изложенных в заключении экспертов от 17.02.2011 г., бланк паспорта транспортного средства <данные изъяты> на указанный автомобиль, не соответствует образцам, принятым на предприятиях Госзнака, а выполнен способом офсетной печати и цветной электрофотографии. Признаков изменения первоначального содержания не обнаружено. Производство по уголовному делу приостановлено, в связи с тем, что не установлено лицо, совершившее преступление.

Номерные агрегаты транспортного средства следов изменения не имеют.

В настоящее время истец лишен возможности пользоваться и распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению. На данный автомобиль отсутствуют регистрационные документы, а также документы, подтверждающие его таможенное оформление, что лишает его возможности поставить автомобиль на регистрационный учет.

В связи с чем, истец просит признать его добросовестным приобретателем, возложить на МУВД «Ачинское» обязанность поставить автомобиль <данные изъяты>, синего цвета на регистрационный учет, возложить обязанность выдать на автомобиль паспорт транспортного средства (л.д. 3-6).

В судебном заседании истец Косарев А.А., его представитель адвокат Кузнецов С.А. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУВД «Ачинское» Овчаренко Н.Н. против удовлетворения искового заявления Косарева А.А. возражала в полном объеме. Мотивировала свои возражения тем, что что согласно ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа МВД России от 23.06.2005 года, п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД РФ от 27 января 2003 года № 59, должностные лица ГИБДД не имеют права на постановку транспортных средств на постоянный учет и допуску их к эксплуатации при наличии выявленных фактов подделки в паспорте транспортного средства.

Представитель МУВД «Ачинское» Кочетков Б.С. о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен, в судебное заседании е не явился. В поданном отзыве на исковое заявление, против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме (л.д. 15-16).

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Часть 1 статьи 15 указанного Закона предусматривает, что транспортные средства, а также составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств, относящиеся к безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то органами исполнительной власти.

Сведения о сертификации транспортного средства содержатся в паспорте транспортного средства. Совокупность таких сведений как технические характеристики транспортного средства, а также наличие одобрения типа транспортного средства являются сведениями о соответствии данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Носителем таких сведений выступает паспорт транспортного средства, его отсутствие в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» служит основанием к отказу в регистрации автотранспортного средства.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, установил регистрацию транспортных средств.

Из содержания указанного закона следует, что регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт "з" пункта 12).

Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции").

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).

Как установлено в судебном заседании 08.01.2011 г. на авторынке «777» в г. Красноярске Косаревым А.А. у Жуковского К.Ю. приобрел автомобиль <данные изъяты>, синего цвета, что подтверждается договором купли-продажи <данные изъяты> от 08.01.2011 г. (л.д. 9).

11.01.2011 г. при постановке данного автомобиля на постоянный регистрационный учет в ОГИБДД МУВД «Ачинское» было обнаружено, что транзитные знаки <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <данные изъяты> от 11.11.2008 г. имеют признаки подделки.

Транзитные знаки <данные изъяты>, паспорт транспортного средства <данные изъяты> от 11.11.2008 г. были изъяты МРЭО ГИБДД МУВД «Ачинское», о чем составлен протокол <данные изъяты> от 11.01.2011 г. (л.д. 8).

МУВД «Ачинское» было возбуждено уголовное дело , в рамках которого была проведена технико-криминалистическая экспертиза документов.

Согласно выводов, изложенных в заключении эксперта от 16.02.2011 г., бланк паспорта транспортного средства <данные изъяты> на указанный автомобиль, не соответствует образцам, принятым на предприятиях Госзнака, а выполнен способом офсетной печати и цветной электрофотографии. Признаков изменения первоначального содержания не обнаружено (л.д. 11).

Производство по уголовному делу приостановлено, в связи с тем, что не установлено лицо, совершившее преступление (л.д. 10).

МРЭО ГИБДД МУВД «Ачинское» был направлен запрос в Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) о таможенном оформлении спорного автомобиля. В ответе на запрос было указано, что передняя часть автомобиля <данные изъяты>, оформлена во Владивостокской таможне. Информация о таможенном оформлении кузов <данные изъяты> в базах данных ДВТУ отсутствует. Исходя из изложенного указанный автмобиль собран из запасных частей (л.д. 29, 46).

Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов.

Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в РФ, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей.

Согласно п. 2, п. 3б, п. 7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных совместным Приказом № 496\192\134 от 23.06.2005 г. МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см. и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км.\час. и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Госинспекции безопасности движения МВД РФ, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам РФ, и пр. К полнокомплектным транспортным средствам относятся, относятся, к том числе, легковые автомобили.

Согласно п. 7 Положения, подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями – изготовителями до 01.07.1993 г. или ввозимые на территорию РФ до 01.07.1997 г., при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.

Из вышеприведенных норм материального права следует, что паспорт транспортного средства является документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Следовательно, регистрация транспортных средств, при отсутствии ПТС (наличие поддельного ПТС, которое фактически является его отсутствием) недопустима.

Таким образом, учитывая выявленный факт подделки ПТС на автомобиль <данные изъяты> синего цвета, суд считает, что у МУВД «Ачинское» отсутствуют законные основания для регистрации спорного автомобиля.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы истца и его представителя о том, что действующее законодательство позволяет при наличии данных обстоятельств, органам ГИБДД произвести выдачу нового ПТС, поскольку поддельный ПТС не может быть использован для допуска транспортного средства к эксплуатации по вышеуказанным нормам закона.

Кроме того, до настоящего времени, органами МУВД «Ачинское» не окончено уголовное дело, возбужденное по факту подделки ПТС и транзитных номеров, автомобиля, принадлежащего истцу.

Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в силу статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации признается преступлением.

В соответствии с пунктом 35.6 Административного регламента при обнаружении признаков такого преступления должностное лицо обязано незамедлительно передать сообщение об этом в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Данное предписание вытекает непосредственно из предназначения полиции, определенного статьей 1 Федерального закона "О полиции", а также из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения преступления и устанавливающих порядок рассмотрения сообщения о признаках преступления, в том числе выявленных должностными лицами при исполнении служебных обязанностей, и виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения такого сообщения (статьи 21, 140 - 148).

Передача должностным лицом сообщения об обнаруженных им признаках преступления в соответствующий орган внутренних дел исключает регистрационные действия с транспортным средством, поскольку до окончания проверки и вынесения итогового решения по этому сообщению нельзя подтвердить или опровергнуть факт совершения преступления. Осуществление регистрационных действий до окончания проверки могло бы в нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, привести к допуску для участия в дорожном движении транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Признание Косарева А.А. добросовестным приобретателем автомобиля <данные изъяты> синего цвета, не имеет юридического значения, поскольку данное обстоятельство не повлечет постановку спорного автомобиля на регистрационный учет.

Доводы Косарева А.А. о том, что органы ГИБДД своим отказом в регистрации автомобиля, нарушают его конституционные права, в том числе право собственности как добросовестного приобретателя в пользовании автомобилем не могут быть приняты во внимание, поскольку Косарев А.А. не лишен возможности владеть указанным автомобилем. А также, не лишен возможности получения реальной судебной защиты своих прав, поскольку, приобретя автомобиль, с поддельным паспортом транспортного средства, вправе, защищая своё имущественное право, обратиться с соответствующим требованием к продавцу автомобиля.

Исходя из фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Косареву А.А. в удовлетворении исковых требований к МУВД «Ачинское» о признании добросовестным приобретателем, возложении обязанности поставить автомобиль <данные изъяты>, синего цвета на регистрационный учет, возложении обязанности выдать паспорт транспортного средства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-лневный срок с момента его оглашения, путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра