о признании незаконным бездействия



2-4222(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Гудовой Н.В.

с участием представителя истца пом. Ачинского межрайонного прокурора Мелькер О.О.,

представителя ответчика администрации Ястребовского сельсовета, действующей по доверенности от 15 октября 2011 года сроком по 31 декабря 2011 года Ключеня О.Н.,

при секретаре Егоровой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Ястребовского сельсовета о признании незаконным бездействия по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района о признании незаконным бездействия по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязании разработать и принять нормативный правовой акт, обязании создать сайт в сети Интернет или размещать информацию на сайте муниципального района, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения законодательства о коррупции, в частности п. 3 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» о публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, администрацией Ястребовского сельсовета не принято должных мер для исполнения требований законодательства, в целях организации доступа к информации о своей деятельности: соответствующие структурные подразделения или уполномоченные должностные лица органом местного самоуправления не определены, права и обязанности их в указанной сфере правовыми актами не установлены; нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, не разработаны и не утверждены; официальный сайт органа местного самоуправления не создан; на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит сельское поселение - администрации Ачинского района информация о деятельности Ястребовского сельсовета Ачинского района согласно перечню информации, утвержденному законом (ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ) отсутствует, информация не соответствует требованиям и объему, закрепленным в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ, на официальном сайте Красноярского края такая информация отсутствует. Печатное средство информации территории сельсовета «Ястребовский вестник » содержит только тексты изданных муниципальных правовых актов. Отсутствие официального сайта администрации Ястребовского сельсовета с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которые не имеют возможности ознакомиться с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ястребовского сельсовета края по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет, обязать ответчика в пределах своих полномочий, предусмотренных федеральными законами и Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета, размещаемой в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Ястребовского сельсовета создать в сети Интернет официальный сайт указанного органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности, разместить на официальном сайте муниципального района информацию о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета в соответствии с требованиям и объемами, закрепленными в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Мелькер О.О. исковые требования к Администрации Ястребовского сельсовета поддержала в части заявленных исковых требований об обязании принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельского совета, размещаемой в сети Интернет, определяющие, в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Просит обязать администрацию Ястребовского сельского совета Ачинского района Красноярского края разместить на официальном сайте муниципального района информацию о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельского совета в соответствии с требованиям и объемами, закрепленным в ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации Ястребовского сельсовета, действующая по доверенности от 15 октября 2011 года сроком по 31 декабря 2011 ( л.д. 61) Ключеня О.Н., против исковых требований возражала, полагая, что Администрацией Ястребовского сельсовета не было допущено бездействия при исполнении требований законодательства, дополнительно суду пояснила, что ранее общая информация о деятельности Администрации Ястребовского сельсовета как органа местного самоуправления и принятые нормативные акты публиковались в газете «Уголок России» и листе «Ястребовский вестник », в Администрации Ястребовского сельсовета специально отведено место для размещения информации о деятельности Администрации сельсовета и сельского
Совета депутатов, в должностные обязанности специалиста Администрации Ястребовского сельсовета вменены обязанности по сбору, хранению и предоставлению гражданам и юридическим лицам, осуществляющим поиск необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета; заседания сельского Совета депутатов, коллегиальных органов Администрации сельсовета не исключают возможности присутствия граждан и представителей организаций (юридических лиц); по запросу граждан и юридических лиц о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета, своевременно предоставляется в письменном виде необходимая информация. При этом Администрация Ястребовского сельсовета принято решение по мере создания официального сайта Муниципального образования Ачинский район, Администрация сельсовета будет размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета на официальном сайте Ачинского района. Также ответчик намерен принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Ястребовского сельсовета, размещаемой в сети «Интернет», определяющий в том числе периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, однако сделать это будет возможным только после создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы. В связи с этим, считает требования Ачинского межрайонного прокурора не обоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

Выслушав представителя истца, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п.3 ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( далее ФЗ № 8-ФЗ ), вступившим в законную силу с 01.01.2010 года, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Положениями ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В силу ч.2 ст.9 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, предусмотрен ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ.

Согласно ч. 7, 8 ст. 14 ФЗ № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Таким образом, из указанных норм закона следует, что с 01.01.2010 года органы местного самоуправления обязаны принять меры к размещению в сети Интернет информации о своей деятельности, перечень которой предусмотрен ст. 13 ФЗ №8-ФЗ.

Как следует из материалов дела, Ястребовский сельсовет является муниципальным образованием на территории Ачинского района, деятельность сельсовета регулируется Уставом (л.д.6-42). Администрация сельсовета в соответствии со ст. 27 Устава является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, главой Администрации является Глава сельсовета.

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района исполнения законодательства о соблюдении законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки выявлено, что Решением от 25.06.2009 № 35-140Р утверждено Положение о порядке опубликования ( обнародования) нормативных правовых актов местного самоуправления и должностных лиц Ястребовского сельсовета, затрагивающих права свободы и обязанности человека и гражданина (л.д.68 -69). В данном положении в качестве способов обеспечения доступа к информации предусмотрено опубликование специальным изданием информационных листов «Ястребовский вестник», которые распространяются путем размещения на стендах, определенных администрацией Ястребовского сельсовета в качестве информационных и в коллективах предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории сельсовета.»Ястребовский вестник» изготавливается по мере издания нормативных правовых актов тиражом 30 экземпляров. ( л.д. 69)

Решением главы администрации Ястребовского сельсовета № 35139 Р от 25.06. 2009 г. информационный лист «Ястребовский вестник » определен периодическим печатным изданием Ястребовского сельсовета, принято решение об утверждении Положения об информационном листе «Ястребовский вестник» ( л.д. 65)

Согласно сообщению Главы Администрации Ястребовского сельсовета от 28.09.2011 г. собственного сайта Администрация Ястребовского сельсовета не имеет, информация о ее деятельности размещаются на официальном сайте Администрации Ачинского района ; Ястребовским сельским Советом депутатов не утверждался перечень информации и иные требования о деятельности органов местного самоуправления, которая будет размещаться на сайте сети Интернета, при условии его создания. Ястребовским сельским Советом депутатов не установлен порядок ознакомления с информацией о деятельности органа местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах. Присутствие граждан на заседаниях коллегиальных органов при администрации Ястребовского сельсовета допускается в том случае, если это предусмотрено повесткой заседания. Приглашение осуществляется путем уведомления. (л.д.5).

Из письма Главы Ачинского района Т.И. Осиповой следует, что официальный сайт муниципального образования Ачинский район будет создан до 31.12.2011 г., сельсоветам будет предоставлена возможность размещения на нем информации о своей деятельности ( л.д. 55)

Сообщением от 28.10.2011 г. Глава Ястребовского сельсовета Е.Н. Тимошенко выразила готовность размещать информацию о деятельности Ястребовского сельсовета на официальном сайте Ачинского района (л.д.70).

Между тем, в нарушение ч.1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ официальный сайт Ястребовского сельсовета на момент рассмотрения дела не создан, предусмотренная законом информация о деятельности сельсовета на официальном сайте Ачинского района не размещена.

Положение о порядке опубликования ( обнародования) нормативных правовых актов местного самоуправления и должностных лиц Ястребовского сельсовета, затрагивающих права свободы и обязанности человека и гражданина, не содержит перечня предусмотренной ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информации, подлежащей размещению в сети Интернет.

В связи с этим, суд полагает, что бездействие администрации Ястребовского сельсовета в части неисполнения требований закона по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет имеет место и является незаконным, нарушает требования федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга граждан, и требования Ачинского межрайонного прокурора в этой части представляются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела по существу ответчиком приняты меры к разработке нормативного акта, что объективно подтверждено представленным в материалы дела проектом нормативного правого акта, регламентирующего перечень информации о деятельности органа местного самоуправления ( л.д. 73-77), суд приходит к выводу, что требования прокурора в части разработать нормативный акт ответчиком выполнены, в связи с чем в указанной части заявленных требований следует в удовлетворении отказать.

Вместе с тем, представленный ответчиком проект Распоряжения «Об утверждении регламента работы Администрации Ястребовского сельсовета с официальным сайтом муниципального образования Ачинский район» на день принятия решения не утвержден и не может быть расценен судом как надлежащее исполнение требования Ачинского межрайонного прокурора.

Возражения представителя ответчика о невозможности принятия акта, регламентирующего в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности сельсовета до создания Администрацией Ачинского района официального сайта и определения регламента его работы, не мотивированы, представляются необоснованными и не могут быть приняты во внимание судом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, признать незаконным бездействие администрации Ястребовского сельсовета по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет, обязав ответчика принять нормативный правовой акт, регламентирующий в соответствии с законодательством перечень информации о деятельности органа местного самоуправления Ястребовского сельсовета Ачинского района, размещаемой в сети Интернет, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать размещать в сети Интернет на официальном сайте Муниципального образования Ачинский район информацию о деятельности органа местного самоуправления Ястребовского сельсовета в соответствии с законодательством в срок в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, в остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ястребовского сельсовета Ачинского района Красноярского края по размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети Интернет.

Обязать Администрацию Ястребовского сельского совета Ачинского района Красноярского края в пределах своих полномочий разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, определяющий, в том числе, периодичность размещения информации в сети, сроки ее обновления и иные требования к размещению соответствующей информации, предусмотренной ст. 13 Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Администрацию Ястребовского сельского совета Ачинского района Красноярского края разместить информацию о своей деятельности, в соответствие с требованиями и объемами, закрепленными в ст.13 ФЗ №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", на официальном сайте Администрации Ачинского района, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части иска в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья : Н.В. Гудова