дело № 2-4298\11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И., с участием прокурора Коняшкиной Л.А., представителя ответчика Администрации Ачинского района Шарапова А.И., действующего на основании доверенности от 09.06.2011 года (л.д.13), при секретаре Богатовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайпрокурора к Администрации Ачинского района о понуждении к утилизации устаревших и непригодных для дальнейшего применения пестицидов, У С Т А Н О В И Л: Ачинский межрайпророр обратился в суд с иском к Администрации Ачинского района о понуждении к утилизации устаревших и непригодных для дальнейшего применения пестицидов, находящихся по адресу: Ачинский район пос. Горный ул. Северная, расположенном на территории производственной базы до 30 декабря 2011 года, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокурором проверки с привлечением специалиста Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлены нарушения в сфере природоохранного законодательства в деятельности администрации Ачинского района, которые, согласно акта от 29.09.2011 года, выразились в следующем: в складе, расположенном на территории производственной базы индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Шейнмаер В.А. по адресу: Ачинский район, пос. Горный, ул. Северная, размещены устаревшие, не пригодные для дальнейшего применения пестициды – «элан» в количестве 210 л., «дарина» – 85 литров, «суми -8» 440 литров, «ковбой» 25 литров, «Виал ТТ» 30 литров, «раскил» - 20 литров, в пластмассовых канистрах всего в количестве 810 литров, а также 800 кг неизвестного препарата в четырех металлических бочках объемом по 200 литров. На указанный склад не имеется заключения о соответствии хранения в нем препаратов санитарным нормам и правилам, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным представлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Указанные отходы создают угрозу здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем, на основании ст. 19,24 Федерального закона от 19.07.1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также требованиями СанПиН, прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящим иском (л.д.2-5). В судебном заседании представитель истца - помощник Ачинского межрайпрокурора Коняшкина Л.А. настаивала на исковых требованиях по аналогичным основаниям, дополнительно пояснив, что срок для исполнения требований считает возможным увеличить до 6 месяцев с целью предоставления реальной возможности исполнения решения суда. Представитель администрации Ачинского района по доверенности Шарапов А.И. по исковым требованиям возражал, полагая, что администрация Ачинского района не может являться надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку склад, на котором хранятся указанные в иске вещества, в реестре муниципальной собственности не значится, принадлежит индивидуальному предпринимателю Шейнмаер В.А. Кроме того, полагает, что в силу ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на органы местного самоуправления возложена обязанность по утилизации промышленных и бытовых отходов, в то время как пестициды и агрохимикаты к таковым не относятся. Регулирование отношений по безопасному обращению с пестицидами и агрохимикатами относится к государственным полномочиям и администрации Ачинского района эти полномочия не передавались. Однако, с целью оказания помощи Шейнмаер В.А. по доставке пестицидов к месту утилизации, Администрацией района с момента инвентаризации пестицидов на складе производственной базы, ведется работа по решению вопроса об их транспортировке на специальный полигон «Северный» для утилизации. С этой целью в специализированное предприятие ЗАО «Зеленый город» направлены соответствующие письма о включении Ачинского района в краевую программу по захоронению пестицидов с истекшим сроком хранения на 2012 года (л.д.24-25). Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Шейнмаер В.А., будучи извещенным должным образом, в очередной раз, о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить по следующим основаниям. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека. Статьей 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в почвах сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. В соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ от 19.07.1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов, и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и специально уполномоченным федеральным органом, исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Из материалов дела следует, что комиссией в составе государственного инспектора Межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Западной группе районов Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Б., представителя Ачинского прокуратуры П., старшего специалиста-главного агронома отдела сельского хозяйства администрации Ачинского района Л., 29 октября 2009 года были составлены акты инвентаризации и консервации устаревших и не пригодных к использованию пестицидов: «элан» в количестве 210 л., «дарина» – 85 литров, «суми -8» 440 литров, «ковбой» 25 литров, «Виал ТТ» 30 литров, «раскил» - 20 литров, в пластмассовых канистрах всего в количестве 810 литров, а также 800 кг неизвестного препарата в четырех металлических бочках объемом по 200 литров, на складе по адресу: Ачинский район, пос.Горный, ул. Северная, принадлежащего ИП Шейнмаер В.А. ( л.д.9-10). Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля главный специалист- агроном отдела сельского хозяйства администрации Ачинского района Л., установление в Ачинском районе места нахождения устаревших и не пригодных для использования пестицидов и агрохимикатов производилось в октябре 2009 года по предписания Россельхознадзора. Так, все обнаруженные на территории Ачинского района указанные отходы, оставшиеся после ликвидации колхозов и совхозов, были установлены и свезены на склад по адресу: Ачинский район, пос.Горный, ул. Северная, принадлежащий ИП Шейнмаеру В.А. Однако, сам Шейнмаер В.А. к этим пестицидам никакого отношения не имел и не имеет, а лишь «по своей доброте» согласился, чтобы на его складе эти отходы были складированы до решения вопроса об их утилизации. Склад по указанному адресу был выбран в связи с тем, что он имеет хорошие запорные устройства, а также охраняется Шейнмаером В.А. Но до настоящего времени решить вопрос об утилизации указанных агрохимикатов не представилось возможным, так как письма, направляемые Администрацией Ачинского района в организацию, имеющую лицензию на утилизацию указанных химикатов, остались до настоящего времени без ответа. Наличие устаревших и не пригодных для использования пестицидов и агрохимикатов на складе по адресу: Ачинский район, пос.Горный, ул. Северная, стороной ответчика не оспорено. Как следует из акта проверки Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 29 сентября 2011 года, данные препараты относятся к опасным отходам, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья человека, а также угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (л.д.6-7). Согласно п.п.5.1, 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 N 17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10", хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. Не допускается завоз пестицидов и/или агрохимикатов в хозяйства, не имеющие выданных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, заключений, подтверждающих соответствие складов и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам. В соответствии с п. 22.5 СанПин 1.2.2584-10, пестициды, содержащие ртуть, синильную кислоту, а также мышьяксодержащие пестициды, не подлежат обезвреживанию в местах их хранения и должны быть сданы для их утилизации (переработки) или уничтожения в специализированные организации или изготовителю. Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд руководствуется положениями пп. 9, 14 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" из содержания которых следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, вышеуказанная обязанность органов местного самоуправления закреплена в положениях Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Так из положений статьи 13 указанного Закона следует, что организация деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и ядохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Статьей 8 указанного Закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах и требованиях закона, доводы представителя администрации Ачинского района о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, а также об отсутствии обязанности ответчика утилизировать пестициды и агрохимикаты, не пригодные к использованию, суд считает несостоятельными и не основанными на законе. Также суд не может принять во внимание ссылки представителя ответчика на необходимость возложения обязанности по утилизации химикатов на Шейнмаера В.А,, на складе которого они в настоящее время хранятся, поскольку, как установлено по делу, Шейнмаер В.А. к указанным пестицидам и агрохимикатам никакого отношения не имеется, а лишь согласился в 2009 году, по просьбе представителя отдела сельского хозяйства администрации Ачинского района, принять их на хранение в свой склад до решения вопроса об утилизации. Кроме того, в случае установления собственника отходов - пестицидов администрация не лишена возможности и права на обращение в суд с самостоятельным требованием о взыскании расходов, понесенных ими в связи с утилизацией. Тот факт, что администрация Ачинского района принимает меры к утилизации указанных в иске пестицидов, направляя письма в лицензированную для этих целей организацию - ЗАО «Зеленый город» (л.д.18-19), само по себе правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку вопрос не разрешен до настоящего времени. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что утилизация и переработка отходов является обязанностью администрации Ачинского района, в связи с чем заявленные требования Ачинского межрайпрокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ачинского межрайпрокурора удовлетворить в полном объеме. Обязать Администрацию Ачинского района утилизировать устаревшие и непригодные для дальнейшего применения пестициды и агрохимикаты, находящиеся на складе по адресу: Ачинский район пос. Горный ул. Северная, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Ачинский суд. Судья Лазовская Г.И. Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011 года.