2-4745/2011



Дело № 2-4745 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего федерального судьи Г.И. Лазовской,

с участием прокурора Филипповой Л.Я., представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.17),

при секретаре Богатовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора Красноярского края в интересах инвалида 2 группы Буценец В.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайпрокурор Красноярского края обратился в суд в интересах инвалида второй группы Буценец В.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида 2 группы Буценец В.В. техническими средствами реабилитации в виде трости опорной (металлической с УПС регулируемой) и костылем- 1 парой. Исковые требования мотивированы тем, что Буценец В.В. является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации, указанных выше, согласно индивидуальной программы реабилитации. При проведении проверки сотрудниками прокуратуры установлено, что техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен (л.д. 2-4).

Представитель процессуального истец- помощник Ачинского межрайпрокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.

Истец Буценец В.В., будучи уведомленным о месте и времени судебного заседания должным образом, в суд не явился по состоянию здоровья, просил дело рассмотреть в его отсутствие, пояснив в телефонном режиме, что в указанных средствах реабилитации, т.е. в трости и костылях он в настоящее время действительно нуждается, так как в июне 2011 года ему была сделана операция, на ампутированные ноги он получил протезы, «учиться» на них ходить и в трости и костылях сейчас вновь появилась необходимость. По ранее выданным ему Фондом социального страхования направлениям он действительно не пытался получать указанные средства реабилитации, так как до проведения операции они ему не были необходимы. Однако, по направлению, выданному ему в июле 2011 года, он после операции вместе с сыном заехал в г. Красноярске на ул. Дудинскую для получения трости и костылей, однако, в этом ему было там отказано со ссылкой на отсутствие контракта. ( л.д.20)

Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. (полномочии проверены) в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснив, что оценка действиям (бездействию) ответчика по указанным требованиям уже была дана решением Ачинского городского суда от 07 июня 2011 года. Кроме того, пояснил, что Ачинским филиалом Фонда Буценец В.В. в течение 2011 года неоднократно выдавались направления о получении им трости и костылей в г. Красноярске по ул. Дудинской, однако, он своим правом не воспользовался, в связи с чем незаконности в действиях Фонда он не усматривает.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайпрокурора, заявленные в интересах инвалида 2 группы Буценец В.В. следует удовлетворить по следующим основаниям и в следующем объеме.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются трость опорная и костыли.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда со­циального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.

Как установлено по делу, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 01 июня 2011 года, действующей до 01 мая 2012 года, инвалид 2 группы Буценец В.В., нуждается в технических средствах реаби­литации, в частности, в трости опорной регулируемой длины с устройством противоскольжения, а также костылей подмышечных с устройством противоскольжения 1 пары (л.д.8-9).

27.06.2011 г. Буценец В.В. обратился с заявлением в филиал №8 (Ачинский) ГУ - Красноярское региональное отделение ФСС об обеспечении его, как инвалида 2 группы, указанными выше средствами технической реабилитации (л.д.6).

Однако, на момент рассмотрения дела истец данными техническими средствами не обеспечен, что представителем ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицалось, как и не отрицался тот факт, что в настоящее время между Фондом социального страхования и соответствующей организацией отсутствует контракт на поставку указанных изделий для инвалида Буценец В.В., но он имеет возможность получить изделия в г. Красноярске по ул. Дудинская.

Вместе с тем, со слов Буценец В.В., при выписке его из больницы после операции в июле 2011 года, он пытался по направлению от 27.06.2011 года (л.д.7 оборот), получить трость и костыли по указанному в направлении адресу, однако, изделия выданы не были со ссылкой на отсутствие контракта.

Непредставление инвалиду технических средств реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и созда­ется угроза здоровью.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ следует обязать обеспечить инвалида Буценец В.В. не предоставленными ему в настоящее время техническими средствами реабилитации.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что указанным действиям (бездействию) ответчика уже была дана оценка решением Ачинского городского суда от 07 июня 2011 года, суд принять во внимание не может, поскольку, как усматривается из данного решения, суд отказал в признании бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в части не обеспечения инвалида Буценец В.В. тростью и костылями лишь по тому основанию, что на момент рассмотрения дела, по медицинским показаниям Буценец В.В. нуждался в оперативном лечении, протезировании и лишь последующем предоставлении ему трости и костылей (л.д.13-16). Кроме того, предметом разбирательства судом при вынесении указанного решения, явилась иная программа реабилитации и заявление Буценец В.В. о выдаче ему технических средств реабилитации от 13.10.2010 года.

В настоящее время суд рассматривает вопрос о необходимости обеспечения инвалида Буценец В.В. средствами технической реабилитации по программе от 01 июня 2011 года и согласно его заявления в Фонд социального страхования РФ от 27.06.2011 года, что, соответственно, является новым предметом и основанием для новых исковых требований.

Вместе с тем, при рассмотрении спорных правоотношений, суд учитывает, что в настоящее время отпали обстоятельства, препятствующие по медицинским показаниям обеспечению инвалида Буценец В.В. средствами технической реабилитации, так как истец в июне-июле 2011 года был прооперирован, получил протезы, в связи с чем, стал вновь нуждаться в обеспечении его тростью и костылями для дальнейшей реабилитации, согласно Программы от 01 июня 2011 года. При таких обстоятельствах, а также при наличии у Буценец В.В. в настоящее время действующего до 31.12.2011 года направления на получение средств, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по реальному обеспечению Буценец В.В. тростью опорной и костылями в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а в остальной части исковых требований- отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инвалида 2 группы Буценец В.В. техническими средством реабилитации в виде трости опорной с УПС регулируемой металлической, а также костыля металлического с УПС – 1 пары.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Г.И. Лазовская